Супертест: Импортные зимние шины (октябрь 2007г.)

 Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - октябрь 2007г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ

Очередной сравнительный тест зимних шин был проведен в начале этого года на трассах полигона Test World близ финского города Ивало. В идеальных условиях на специально подготовленных трассах с использованием профессиональной аппаратуры были испытаны 19 моделей зимних шин размерности 205/55 R16. Десять шипованных и девять нешипованных — так называемых фрикционных шин, предназначенных для суровых зимних условий. Среди участников теста и признанные фавориты — победители прошлогодних испытаний, и новички, которые появились на рынке в этом году.

Вот уже знакомые нам модели шипованных шин: Nokian Hakkapeliitta 5, Michelin X-Ice North, Continental ContiWinter­Viking 2, Gislaved Nord Frost 5, Vredestein Icetrac и Barum Norpolaris. Остальные шины нам пока не известны — это новинка сезона Goodyear Ultra Grip Extreme, модернизированные шины Pirelli Winter Carving Edge, новые корейские покрышки Hankook i*Pike, а еще — китайские шины Kingstar W411.

Среди фрикционных шин представлены модели, которые заняли пять первых мест в прошлогодних тестах: Continental ContiVikingContact 3, Nokian Hakkapeliitta Rsi, Gislaved Soft Frost 2, Michelin X-Ice и Vredestein Nord-Trac, а еще четыре новые модели — Dunlop Graspic, Yokohama Ice Guard IG20, Toyo Garit G4 и корейские шины Kumho Ice Power KW-21.

Методика испытаний принципиально не изменилась, но объем работ увеличился в несколько раз. Во-первых, из-за большего количества участников. Во-вторых, из-за того, что каждая серия инструментальных замеров, состоя­щая из 16—20 заездов, повторялась по три-четыре раза. В разные дни, при разной погоде — чтобы набрать статистику работы шин и при –5°С, и при –15°С.

Все результаты испытаний приведены в таблице, а мы лишь прокомментируем часть из них.

Замеры тормозного пути и времени разгона на гладком льду в очередной раз подтвердили преимущества шипованных шин над фрикционными. Каждый год появляются новые рисунки протектора, «липучие» резиновые смеси, и все же на льду шипы вне конкуренции: даже самые посредственные шипованные шины здесь предпочтительнее лучших нешипованных.

А на снегу шипы уже оказывают минимальное влияние. Тут главное — рисунок протектора и состав резиновой смеси. Взгляните, как перемешались результаты «снежных» тестов шипованных и нешипованных моделей!

Следующий вид испытаний — оценка влияния шин на управляемость. Здесь наблюдается такая тенденция: ведущие шинные компании уже специально адаптируют шины к работе электронных систем стабилизации. Но, во-первых, это пока относится не ко всем моделям, а во-вторых, далеко не все автомобили оборудованы подобными системами. Поэтому заезды на время по ледяной и заснеженной трассам выполнялись как с включенной, так и с выключенной системой стабилизации. А полученные данные усреднялись. Любопытно, что если в ходе «свободных» заездов результаты некоторых моделей заметно отличались, то с включенной ESP отличие сходило на нет. Отсюда вывод: зимние шины для автомобилей, лишенных систем стабилизации, нужно подбирать более тщательно.

Сложнее всего на скользкой дороге было справиться с автомобилем, обутым в шины Yokohama Ice Guard IG20 и Kingstar W411. А больше других на извилистых трассах экспертам понравились шины Nokian, Continental, Gislaved — причем как с шипами, так и без.

Слашпленинг. Это явление сродни аквапланированию — с тем отличием, что на дороге не вода, а снежно-водяная каша. Испытания проводятся так. Ранней весной на ровной асфальтовой площадке при помощи специального прицепа выравнивается слой мокрого снега толщиной четыре сантиметра. Задача испытателя — постепенно наращивать скорость до того момента, когда ведущие колеса не начнут пробуксовывать: это значит, что протектор перестает справляться с отводом снежно-водяной каши из пятна контакта.

Лучше других в этом виде испытаний выступили шины Goodyear Ultra Grip Extreme и Hankook i*Pike. А самыми беспомощными на снежно-водяной каше оказались шины Barum Norpolaris и китайские покрышки Kingstar W411.

Прошлая зима в центрально-европейской части России оказалась настолько теплой, что большую часть времени автомобили ездили по асфальту. На зимних шинах. А поскольку теплые зимы, увы, становятся уже привычным явлением, были проведены и испытания на асфальте. Замеры тормозного пути делались на мокром асфальте, а «переставка» (имитация объезда внезапно возникшего препятствия) — на сухом.

Какие шины лучше работают на асфальте — шипованные или нет? Если речь идет о «мягких» нешипованных шинах, которые и представлены в нашем тесте, то однозначный ответ — шипованные. Дело в том, что протектор таких шин жестче и потому четче держит продольные нагрузки при торможении и боковые — при повороте.

В нашем тесте лучше других с торможением на мокром асфальте справились шипованные шины Barum Norpolaris и Vredestein Icetrac, а в аутсайдерах оказались нешипованные шины Vredestein Nord-Trac и Toyo Garit G4.

После окончания тестов все результаты переводятся в баллы. Их максимальное число — 10 (лучший результат). Потом баллы складываются с учетом весомости каждого показателя (наибольшая весомость, 40%, — у оценок за «ледовые» дисциплины) — и выводится итоговая оценка.

Лидеры те же, что и в прошлом году: Nokian Hakkapeliitta 5 и Michelin X-Ice North. Правда, в этом году Michelin набрал на 0,1 балла меньше, однако при такой мизерной разнице между этими шинами смело можно ставить знак равенства. Но если вспомнить про цены, то знак равенства становится здесь неуместен — шины Nokian Hakkapeliitta 5 примерно на 20% дороже. Если речь идет об «эксклюзивных» размерностях, которые не могут предложить другие производители, тогда, конечно, другого пути нет — придется покупать Nokian. Hо в остальных случаях разумнее за меньшие деньги выбрать шины Michelin. Или Continental ContiWinterViking 2, Gislaved Nord Frost 5, Goodyear Ultra Grip Extreme, Vredestein Icetrac — тоже очень достойные шипованные шины. Шины Barum Norpolaris покупать не стоит, а уж китайские шины Kingstar W411 — ни при какой погоде!

Среди нешипованных шин лучшими стали Continental ContiVikingContact 3 и Gislaved Soft Frost 2. Немного отстали шины Nokian Hakkapeliitta RSi, но и их можно смело причислить к элитным зимним шинам. А недоумение вызвало последнее место японских шин Yokohama Ice Guard IG20 — они пропустили вперед даже корейские шины Kumho Ice Power KW-21.

Результаты теста

Nokian Hakkapeliitta 5

Nokian Hakkapeliitta 5

+ Шипованные шины Nokian в очередной раз подтвердили свою репутацию: высокие и стабильные результаты во всех видах зимних испытаний помогли им набрать наибольшее количество баллов.

+ Тонкие прорези-ламели, «квадратные» шипы, полированные канавки, резиновые откосы-усилители в местах установки шипов — все это впервые появилось на зимних шинах Nokian. И все это работает.

+ На трассе управляемости — лучшие результаты. И с включенной, и с отключенной системой стабилизации автомобиль точно выполняет команды водителя и развивает высокую скорость.

+ Направленный рисунок протектора эффективно противостоит слашпленингу — на снежно-водяной каше шины Nokian «всплывают» лишь на высокой скорости.

- На мокром асфальте автомобиль, обутый в шины Nokian, тормозит заметно хуже, чем на других шипованных покрышках. И на повороты руля реагирует вяло.

Общий результат: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Michelin X-Ice North

Michelin X-Ice North

+ На снегу направленный протектор работает хорошо, причем при разных температурах — и в мороз, и в оттепель, когда подтаявший снег превращается в жидкую кашу.

+ На льду — лучшие тормозной путь и время разгона.

+ Покрышки X-Ice North — одни из самых тихих среди шипованных.

- Субъективные оценки управляемости чуть скромнее, чем у лидировавших шин Nokian, — покрышки Michelin традиционно наделяют автомобиль мягкими реакциями, которые не всегда позволяют быстро выполнить маневр.

- На асфальте зимние шины Michelin демонстрируют весьма скромные показатели, но все же они выше, чем у шин Nokian Hakkapeliitta 5.

Общий результат: 8,9 баллов. Рекомендуется.

Continental ContiWinterViking 2

Continental ContiWinterViking 2

+ И на льду, и на снегу отставание от лидеров минимально — без специальной измерительной аппаратуры разницы не уловить.

+ За управляемость эксперты выставили высокие баллы. Автомобиль точно и без запаздываний реагирует на повороты руля — даже с выключенной системой стабилизации

+ На асфальте шины Continental предпочтительнее многих шипованных собратьев: автомобиль хорошо тормозит, легко перестраивается из ряда в ряд. Так что смело рекомендуем эти шины для городской зимней эксплуатации.

- Не хватает лишь стабильности при движении по прямой — автомобиль немного рыскает на колеях.

- Уровень шума чуть выше, чем у шипованных шин Nokian или Michelin.

Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется.

Gislaved Nord Frost 5

Gislaved Nord Frost 5

+ Шины Gislaved Nord Frost 5 обеспечивают эффективное замедление и разгон на льду.

+ Эксперты выставили высокую оценку за надежность управления на ледяной дороге: реакции автомобиля точны и предсказуемы.

+ На снегу шины Gislaved наделяют Audi A4 легкой склонностью к заносу, но это не помешало экспертам показать второе время в абсолютном зачете — отставание от лидера всего полсекунды

- На асфальте автомобиль, обутый в шины Gislaved, не очень уверенно выполняет «переставку» — передние колеса рано начинают скользить.

Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется.

Goodyear Ultra Grip Extreme

Goodyear Ultra Grip Extreme

+ И на льду, и на снегу новые шины обеспечивают неплохое сцепление с покрытием.

+ На трассах управляемости эксперты отметили, что Audi A4 спокойно, без запаздываний реагирует на повороты руля: вести автомобиль по траектории не составляет труда.

+ На снежно-водяной каше новый протектор работает великолепно — контакт с дорогой сохраняется на тех скоростях, когда конкуренты уже вовсю «плывут».

- На чистом асфальте шины Goodyear теряют свои преимущества, особенно при выполнении резких маневров. На «переставке» экспертам приходилось бороться то со сносом передней оси, то с заносом задней.

Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется.

Vredestein Icetrac

Vredestein Icetrac

+ Шины Vredestein Icetrac уверенно выступили в «ледяном» зачете: хорошие сцепные свойства в продольном направлении подкреплены вторым временем на трассе управляемости.

+ На асфальте шины Vredestein впереди конкурентов — автомобиль очень эффективно тормозит и уверенно объезжает препятствия.

- На снегу направленный протектор работает хуже — автомобиль медленно разгоняется, посредственно тормозит, а в заснеженном повороте может резко сорваться в занос, когда этого совсем не ожидаешь.

Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется.

Pirelli Winter Carving Edge

Pirelli Winter Carving Edge

+ Сопротивление слашпленингу и поведение на асфальте — на среднем уровне.

- На снегу Audi A4 демонстрирует склонность к заносу, что мешает проходить повороты по оптимальной траектории. И по прямой автомобиль идет не всегда четко — колеи и неровности сбивают его с курса.

- Тормозной путь на льду — один из самых длинных среди шипованных шин.

- По трассе управляемости быстро ехать не получалось — итальянские шины наделяют автомобиль спортивным характером поведения. Чутко реагируя на действия рулем, автомобиль порой резко срывается в скольжения.

Общий результат: 7,9 баллов. Все еще рекомендуется.

Continental ContiVikingContact 3

Continental ContiVikingContact 3

+ Асимметричные покрышки прекрасно работают на гладком льду — автомобиль разгоняется и тормозит почти так же уверенно, как на шипованных шинах «второго эшелона».

+ Эксперты остались довольны прохождением трассы управляемости: автомобиль уверенно держится на траектории, плавно начинает скользить.

+ На снегу шины ContiVikingContact 3 во всех тестах — в первой тройке, причем в абсолютном зачете.

+ Характеристики управляемости на асфальте тоже на высоте — на этих шинах не составит труда быстро пройти поворот или резко перестроиться из ряда в ряд.

- За тормозные свойства на мокром асфальте модель получила средние оценки.

Общий результат: 7,8 баллов. Все еще рекомендуется.

Gislaved Soft Frost 2

Gislaved Soft Frost 2

+ Высокие сцепные свойства на льду и особенно на снегу, удачный баланс между зимними свойствами и поведением на асфальте.

+ Хорошая управляемость на снегу и акустический комфорт.

- Недостаточные показатели сопротивления слашпленингу и управляемости на мокром асфальте.

Общий результат: 7,8 баллов. Все еще рекомендуется.

Hankook i*Pike

Hankook i*Pike

+ На снежно-водяной каше, где рисунок протектора играет определяющую роль, шины Hankook в паре с покрышками Goodyear заняли первое место.

+ На ледяной кольцевой трассе экспертам удалось показать неплохое время.

+ Оценки за надежность управления были снижены: автомобиль резко срывается в скольжения.

- На льду продольные сцепные свойства оставляют желать лучшего.

- На снегу ситуация похожая — резкие срывы, мешающие ехать по оптимальной траектории.

- В торможении особых успехов нет — второй результат с конца в классе шипованных шин.

- Покрышки — одни из самых шумных в тесте.

Общий результат: 7,7 баллов. Все еще рекомендуется.

Nokian Hakkapeliitta RSi

Nokian Hakkapeliitta RSi

+ Шины Nokian Rsi созданы прежде всего для суровых зимних условий — они хорошо работают на снегу и льду при низких температурах.

+ Особо нужно отметить управляемость автомобиля на льду: Audi A4 по-кошачьи мягко проходит повороты, плавно начинает скользить.

+ Извилистую трассу автомобиль проходит быстрее, чем на любых других нешипованных покрышках. И всего 0,1 с отделяет их от результата, показанного на той же трассе на шипованных шинах Kingstar.

- На снегу шины Nokian немного проигрывают победителям теста, демонстрируя средние сцепные свойства и такие же мягкие, как и на льду, реакции на управление.

- При выполнении маневра «переставка» на мокром асфальте автомобиль скользит больше, чем того ожидает водитель.

Общий результат: 7,4 балла. Все еще рекомендуется.

Dunlop Graspic

Dunlop Graspic

+ Шины Dunlop Graspic демонстрируют «узкую специализацию» — они буквально липнут к полированному льду, обеспечивая автомобилю минимальный тормозной путь.

+ При разгоне на льду шины Dunlop оказались предпочтительнее некоторых шипованных моделей.

+ На асфальте шины Dunlop способны остановить автомобиль со скорости 80 км/ч за 39,5 метра — второй результат в классе.

- На снегу протектор работает плохо: автомобиль плохо разгоняется, плохо тормозит и поворачивает

Общий результат: 7,1 балла. Все еще рекомендуется.

Michelin X-Ice

Michelin X-Ice

+ Во всех видах испытаний по­крышки продемонстрировали ровные результаты. Умеренные сцепные свойства на льду, средние показатели на снегу.

+ На трассе управляемости — спокойное поведение автомобиля.

+ Сопротивление слашпленингу на среднем уровне.

- На сухом асфальте автомобиль демонстрирует мягкие реакции и небольшие запаздывания — объехать препятствие на высокой скорости не удается.

Общий результат: 7,0 баллов. Все еще рекомендуется.

Vredestein Nord-Trac

Vredestein Nord-Trac

+ На асфальте поведение автомобиля довольно неплохое — при выполнении маневра «переставка» отмечена легкая склонность к заносу, но благодаря точным и быстрым реакциям на управление справиться с этим заносом труда не составляет.

+ На снегу отмечено неплохое сцепление шин с дорогой — совладать с автомобилем легче, чем на льду.

- Для нешипованных шин Vredestein лед полигона Test World оказался слишком скользким — при торможении эти шины проигрывают лидеру в классе шесть метров.

- На трассе управляемости Audi то соскальзывает передней осью в сугроб, то срывается в занос, рискуя оставить в этом же сугробе задний бампер.

Общий результат: 6,9 баллов. Условно рекомендуется.

Barum Norpolaris

Barum Norpolaris

+ Самый короткий тормозной путь на мокром асфальте.

+ Относительно невысокая стоимость в сравнении с большинством шин-конкуренток.

- Очень скромные для шипованных шин сцепные свойства на льду.

- На трассе управляемости эксперты устали ловить автомобиль, который постоянно срывался в скольжения.

- На снегу ситуация еще хуже: незатейливый протектор работает плохо — самые низкие результаты при торможении и разгоне на укатанном снегу.

Общий результат: 6,8 баллов. Условно рекомендуется.

Toyo Garit G4

Toyo Garit G4

+ Шины приемлемо работают в продольном направлении: тормозной путь и время разгона — на среднем уровне.

+ Шины Toyo на пару с покрышками Gislaved Soft Frost 2 — самые тихие в тесте.

- Toyo — самые беспомощные на мокром асфальте. Тормозной путь автомобиля увеличивается на четыре метра по сравнению с ближайшим конкурентом.

- В поперечном направлении по­крышки держат плохо — резко, без предупреждения срываются в скольжения.

- На снегу автомобиль сильно рыскает на колеях.

Общий результат: 6,8 баллов. Условно рекомендуется.

Kumho Ice Power KW-21

Kumho Ice Power KW-21

+ С управляемостью ситуация неплохая — автомобиль плавно начинает скользить, позволяя водителю принять правильное решение.

+ На снегу можно разогнаться — шины Kumho здесь работают лучше.

+ На асфальте корейские шины довольно неплохо тормозят.

- На льду — худшие результаты как при торможении, так и при разгоне.

- При резком маневрировании на асфальте шины рано скользят: объехать неожиданно возникшее препятствие — проблема.

Общий результат: 6,7 баллов. Условно рекомендуется.

Yokohama Ice Guard IG20

yokohama_iceguard_ig20

+ Шины Yokohama неплохо работают в продольном направлении: на льду они обеспечивают такой же тормозной путь, что и лидеры среди нешипованных шин — Continental и Gislaved.

+ На снегу продольные сцепные свойства тоже не самые плохие.

+ Покрышки показали высокое сопротивление слашпленингу.

- На льду автомобиль резко срывается в скольжения, бороться с которыми не удавалось даже экспертам.<

- На асфальте автомобиль ведет себя так же — на «переставке» резко срывается в занос, который в нескольких заездах заканчивался разворотом на 180 градусов.

Общий результат: 6,6 баллов. Условно рекомендуется.

Kingstar W411

Kingstar_W411

+ На мокром асфальте покрышки Kingstar поднялись на третью строчку протокола.

- На льду автомобиль плохо тормозит, а разгоняется даже медленнее, чем на хороших зимних шинах без шипов.

- На трассе управляемости не езда, а ерзание — автомобиль наотрез отказывается слушаться руля. Примерно так же выступили эти шины на снегу, включая тесты на сопротивление слашпленингу.

Общий результат: 6,3 балла. Условно рекомендуется.

Шипованные шины
Параметры Влияние на общую оценку Barum Norpolaris Continental ContiWinter Viking 2 Gislaved Nord Frost 5 Goodyear Ultra Grip Extreme Hankook i*Pike Kingstar W411 Michelin X-Ice North Nokian Hakkapeliitta 5 Pirelli Winter Carving Edge Vredestein Icetrac
Лед 40%
Тормозные свойства 10% 8 9 9 9 8 8 10 10 8 9
Разгонная динамика 10% 7 8 9 9 8 6 10 9 8 9
Управляемость (время на трассе) 5% 8 9 9 9 9 8 9 10 9 9
Надежность управления 10% 7 9 9 9 7 6 9 10 9 9
Стабильность при движении по шоссе 5% 8 7 8 7 6 6 9 9 7 7