Супертест летних шин: пять дорожных и две гоночные (май 2006г.)

tyresСтатья из журнала "АвтоСпорт" - май 2006г.
Текст и фото: Валерий Арутин
Экспертная группа: Александр Диваков, Андрей Мохов, Ярослав Цыпленков, Иван Шадричев

Планируя наш первый самостоятельный шинный тест, мы решили остановиться на демократичной размерности 205/50 R15. Да, на Ferrari такие покрышки не поставишь, но зато они очень популярны среди владельцев различных GTi прошлых лет, а также тюнинговых «восьмерок» и «десяток». Для теста подобрали пять комплектов дорожных шин производства фирм Bridgestone, Dunlop, Michelin, Nokian и Yokohama. И еще два — вне зачета. Это... гоночные слики!

Автомобиль для испытаний выбрали соответствующий — тренировочный ВАЗ-2112 с жесткой спортивной подвеской, «короткой» трансмиссией и, главное, хорошо настроенными тормозами, выгодно отличающими ее от многих тюнинговых "десяток". Другие отличия от "гражданских" машин обеспечивали безопасность работы наших экспертов — каркас безопасности, гоночные "ковши" и пятиточечные ремни безопасности. А вот в поисках шин для испытаний мы столкнулись с определенными трудностями. Большинство именитых производителей уже не выпускают свои топ-модели в 15-дюймовой размерности. Как правило, размер шин класса high performance начинается с 17 дюймов. Для владельцев техники попроще есть модели "второго эшелона" — не столь бескомпромиссно спортивные, но при этом еще не попадающие под определение комфортных. Однако у некоторых производителей нет и таких.

В итоге мы подобрали пять комплектов шин размерности 205/50 R15 — Bridgeslone Potenza GIII, Dunlop SP Sport 01, Michelin Pilot Exalto 2, Nokian NRVi и Yokohama AVS Sport V102. А еще два комплекта мы взяли для сравнения "вне зачета". Нам было интересно, как гоночные слики покажут себя на фоне "гражданской" резины. Тем более что нет-нет да встречаются на дороге тюнинговые "восьмерки" и "десятки", обутые в такие колеса. Слики Master Sport И-344 отечественного производства предназначены для асфальтовых ралли. Один комплект, сваренный из более твердой резины, рассчитан на сухое покрытие, а более мягкий, с нарезаемым вручную протектором, — на мокрый асфальт. Максимальная размерность, в которой выпускаются эти шины, — 185/50 R15, так что в нашем, пусть и внезачетном,   сравнении "гражданские" покрышки получают некоторую фору.

Программа испытаний была построена с учетом специфики использования спортивных шин. В частности, мы не оценивали уровень создаваемого шинами шума и их сопротивление качению, влияющее на расход топлива. Согласитесь, эти качества для владельца спортивного автомобиля стоят на втором месте по сравнению с предельными возможностями шин при торможении и в поворотах. Именно по этим показателям мы и сравнивали шины как на сухом, так и на мокром покрытиях. Учитывались не только объективные цифры, выдаваемые измерительной аппаратурой, но и оценки экспертов, определяющих удобство управления автомобилем. Ведь что толку, например, от минимального тормозного пути, если реализовать его может лишь испытатель с многолетней практикой, а при малейшей ошибке автомобиль останавливается заметно хуже?

ВАЗ-2112Первое тестовое упражнение — "мокрый поворот" — позволяет оценить сцепные свойства шин в поперечном направлении на мокром асфальте. Для этого на площадке размечается поворот постоянного радиуса, равного 35 метрам, который поливается водой. Задача водителя — пройти поворот, зайдя в него на максимально возможной скорости, и удержаться в узком коридоре, заданном конусами.

Наибольшую скорость в повороте, 72 км/ч, удалось развить на машине, обутой в шины Dunlop. Они же заслужили высшую оценку экспертов — на них машина движется по траектории стабильно, в пределе смещаясь наружу всеми четырьмя колесами. При этом и в скольжении автомобиль остается послушным, позволяя с падением скорости вернуться на траекторию, довернув руль. Почти так же быстры были шины Nokian, да и характер поведения у этих покрышек схож. А в аутсайдерах оказались Bridgestone и Yokohama: с ними скорость прохождения поворота упала на пять с лишним километров в час, а даже небольшое ее превышение приводило к резкому сносу передней оси.

Следующая тестовая процедура — торможение на мокром асфальте. Эксперт разгоняется на прямой до скорости 103 км/ч и, попав на мокрый участок дороги, тормозит до полной остановки. ВАЗ-2112В зачет идет тормозной путь со 100 км/ч, определяемый измерительным комплексом Datron, а также субъективная оценка удобства управления замедлением. Дополнительно оценивается поведение шин на лужах, образующихся на локальных неровностях асфальта, а также то, насколько быстро они восстанавливают сцепление с дорогой после блокировки, если водитель все-таки ошибся при торможении.

В этом упражнении снова победили шины Dunlop — с результатом 48,5 метров. Но экспертная оценка им была снижена за резкий срыв в скольжение и долгое восстановление сцепления после юза. А вот покрышки Nokian, хоть и проиграли лидеру два метра, оказались более "дружественными": они менее чувствительны к лужам и лучше других работают при частичном скольжении, не блокируясь резко. А провалились на "мокром" торможении шины Bridgestone, проигравшие лидеру целых 12 метров! Причем и за шестьдесят метров остановиться было непросто — при ошибке водителя колеса "двенадцатой" резко блокируются, в скольжении шины совсем не работают, а автомобиль сильно отклоняется в сторону.

Переходим от водных процедур к "Сухопутным". Снова торможение по той же методике, но теперь на сухом асфальте. Как и в предыдущих упражнениях, для исключения элемента случайности эксперты делают на каждом комплекте шин как минимум пятнадцать попыток. ВАЗ-2112На сухом асфальте разброс в длине тормозного пути оказался меньше, а лучшие результаты показали шины, провалившие торможение на мокром асфальте, — Bridgestone и Yokohama. Только они позволили остановить "двенадцатую" со 100 км/ч менее чем за 47 метров. Однако добиться такого результата эксперту было непросто: стоит немного превысть усилие на педали — и происходит быстрый, почти без частичной блокировки, срыв в скольжение. Michelin, Nokian и Dunlop проиграли шинам Bridgestone почти метр тормозного пути, зато оказались намного более удобными в управлении. Особенно понравился экспертам Michelin — французские покрышки позволяли дозировать усилие на педали... по звуку. О готовности шин сорваться в скольжение заранее предупреждает изменение тональности издаваемого ими шума.

Наконец, последнее и самое главное упражнение теста — заезды по гоночной трассе, дающие покрышкам комплексную оценку. Объективным судьей здесь выступает секундомер, фиксирующий время на круге. Оно зависит и от предельных возможностей шин на торможении, и от того, как они "держат" поперечные нагрузки на виражах, и от сцепных свойств при разгоне, когда на выходе из поворота разгруженное внутреннее колесо может буксовать под тягой. Вместе с результатом лучшего круга в зачет шло и экспертное мнение пилота, который оценивал удобство управления автомобилем по всей протяженности трассы.

ВАЗ-2112Лучшее время круга удалось показать на "двенадцатой", обутой в Michelin, — 1.26,7. Это почти на полторы секунды лучше второго результата, полученного на шинах Dunlop. Французским покрышкам не оказалось равных и по удобству управления. Стабильные характеристики вселяют в пилота уверенность и позволяют ему легко вести автомобиль по оптимальной траектории. Почти так же хорош и Dunlop, но эти шины немного проигрывают французским по удобству торможения (что отмечали эксперты и в предыдущем упражнении) и при прохождении S-образных поворотов..

А медленнее всего круг в Мячково автомобиль прошел на шинах Nokian — 1.29,6. Виной тому их низкие предельные возможности, а главное — неоднозначность реакций, которая сильно снизила и экспертные оценки. На входе в поворот "двенадцатая", обутая в финские шины, стремилась резко провалиться в занос, а стоило пилоту немного перекрутить руль — и машина, наоборот, начинала скользить передней осью наружу, надолго "зависая" в сносе. Шины Bridgestone и Yokohama в заездах по кольцу показали среднее время и заслужили такие же средние оценки экспертов. Прежде всего из-за повышенной склонности к заносу в быстрых и S-образных поворотах.

А что же гоночные шины? Как они проявили себя в "родной стихии"?

По времени, показанному "двенадцатой" на круге, "сухой" слик оказался на уровне шин Dunlop, а по удобству управления он совсем немного недотянул до Мишлена — на гоночных покрышках без протектора срыв в скольжение все-таки резче, чем на "гражданских". сликЗато слику нет равных на торможении — осаживать перед поворотами можно было намного позднее. Это подтверждают и результаты предыдущего упражнения — торможения со 100 км/ч на сухом асфальте. Машине, обутой в слик, требуется на остановку всего 40,9 метра! Причем возможности этих сликов не слишком сильно зависят от прогрева — тормозной путь ощутимо уменьшается уже на третьем торможении. Но рядовому водителю затормозить на слике с максимальной эффективностью будет непросто — срыв в скольжение наступает неожиданно, а заблокированные шины практически не тормозят.

А главная беда "сухого" слика — беспомощность на мокром асфальте. Если в повороте на этих шинах удалось показать неожиданно неплохой результат — 69,2 км/ч, — то на торможении "по мокрому" шины без протектора с треском провалились: 98,5 метров! Временами у экспертов складывалось впечатление, что они тормозят на голом льду, а не на асфальте. Так что в реальности при первых каплях дождя езда на "сухом" слике становится попросту опасна для жизни!

&quote;мокрый"Мокрый" слик на политом водой асфальте тормозил лучше, но все равно проиграл обычным шинам и по длине тормозного пути, и по удобству управления замедлением. Возможно, дело в том, что, положившись на рекомендации производителей, мы нарезали слишком мало канавок, так что шины получились не для мокрого, а скорее для влажного асфальта. На нем "двенадцатая" была вполне послушна, но стоило попасть в небольшую лужу, как начиналось аквапланирование.мокрый слик

Вывод по поводу сликов однозначный — гоночные шины лучше оставить спортсменам для узкоспециализированного применения. А чтобы понять, как распределились места среди остальных участников теста, сведем результаты всех испытаний в единую таблицу. Полученные  шинами  в каждом упражнении баллы умножим на коэффициент, определяющий значимость данного результата в реальной эксплуатации. Мы, в частности, посчитали наиболее весомым время, показанное в заездах по кольцу в Мячково, поскольку оно позволяет дать комплексную оценку возможностей шин на сухом асфальте.

В итоге победу «по очкам» одержали шины Michelin. На втором месте, уступив победителю всего полбалла, — шины Dunlop. Чуть-чуть проиграв лидеру "посуху", они оказались немного быстрее его на мокром асфальте. А проигрыш по сумме баллов обусловлен тем, что у шин Dunlop более резкий характер, хотя это может понравиться азартным водителям. Эту пару шин мы и рекомендуем тем, кто ездит на "горячих хэтчбеках" и "заряженных" "десятках".

Michelin Pilot Exalto

Michelin_Pilot_Exalto

+ Покрышки Michelin Pilot Exalto оказались хороши во всех упражнениях, а на кольцевой трассе обутая в них машина показала самые быстрые секунды.

+ На торможении легко чувствуется та грань, за которой следует срыв в скольжение, а если это все-таки произошло, ошибка не становится фатальной — шины неплохо работают при частичной блокировке и быстро восстанавливают сцепление с дорогой.

+ У машины, обутой в Michelin, быстрые и четкие реакции на действия рулем и минимальная склонность к заносу.

- В повороте автомобиль на французских покрышках срывается в скольжение резче, чем хотелось бы, и парировать снос передней оси доворотом руля удается не всегда.

- На мокром асфальте французские шины не так хороши, но от лидеров отстают не слишком сильно.

Общая оценка: 19,51 балла. Настоятельно рекомендуется.

Dunlop SP Sport 01

Dunlop_SP_Sport_01

+ Предельные возможности шин великолепны, результат - минимальный тормозной путь "по мокрому" и самая высокая скорость прохождения залитого водой виража.

+ Автомобиль, обутый в эти шины, очень стабильно движется по траектории, а с увеличением скорости входа в поворот переходит на больший радиус, смещаясь всеми четырьмя колесами, без пугающего сноса или, наоборот, заноса задней оси.

- На сухом асфальте шины Dunlop проиграли французским конкуренткам по времени прохождения извилистого трека. Почти полторы секунды с круга - на короткой трассе в Мячково это немало.

Общая оценка: 19,01 балла. Настоятельно рекомендуется.

Nokian NRVi

Nokian_NRVi

+ По результатам теста изделия с уверенностью можно назвать "шинами дождя". Во всех "мокрых" номинациях Nokian NRVi удостоились высших баллов.

+ Хорошее значение тормозного пути, минимальное отставание от лидера испытаний.

- При торможении на влажной дороге покрышки Nokian менее чувствительны к лужам и мягче срываются в скольжение.

- На сухом асфальте шины Nokian не блеснули. На торможении они не смогли завоевать симпатий экспертов — покрышки плохо работают при частичной блокировке, и поймать режим максимальной эффективности непросто.

Общая оценка: 18,41 балла. Рекомендуется.