В желтой жаркой Африке

roadСтатья из журнала "АВТОРЕВЮ" - март 2005г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ, Александр ДИВАКОВ
Фото: Олега Растегаева и Михаила Подорожанского

Впервые в истории Авторевю мы провели сравнительный тест элитных шин — класса Ultra High Performance. И состоялся он на другом краю Земли — на полигоне Gerotek в Южной Африке. В испытаниях приняли участие пять комплектов шин размерности 225/45 R17: Continental SportContact 2, Goodyear Eagle F1 GS-D3, Michelin Pilot Sport 2, Nokian Z, Pirelli P Zero Nero.

КОНЕЧНО, можно было провести испытания и в Европе — например, на юге Франции, где мы не раз тестировали шины, в Испании или Италии. Однако в конце зимы даже в этих теплых странах температура редко поднимается выше плюс 10 градусов. А в этом году, как раз, когда мы вылетали в Йоханнесбург, Европу и вовсе засыпало снегом. Какие уж тут испытания летних, да еще спортивных шин! Другое дело — Африка. Десять часов перелета, и мы из зимы попадаем в конец лета: февраль в Южном полушарии — это как у нас август. Плюс тридцать!

Полигон Gerotek был построен в 1975 году для испытаний военной техники. Поэтому большинство трасс выложено бетонными плитами, которые способны выдерживать многотонные бронированные машины. Есть горная дорога, очень много различных искусственных препятствий и внедорожных трасс. А самый крутой из тарированных подъемов — с уклоном в 100%: дорога уходит вверх под углом 45°. На Дмитровском полигоне тоже есть крутые подъемы, но самый крутой из них — 60-процентный.

В 1985 году Gerotek перестал быть режимным объектом, и сюда устремились производители «гражданских» автомобилей со всего мира: тесты, презентации, обучение в школах внедорожной езды и контраварийной подготовки... Однако нас больше интересовали не бетонные надолбы, на которых на наших глазах «ломали рамы» диковинные бронированные автомобили для разгона демонстраций, а извилистые трассы, на которых нам предстояло оценивать управляемость на сухом и мокром асфальте. Благо, недостатка в подобных трассах на полигоне тоже нет.

А самым неожиданным для нас стало то, что все взятые напрокат автомобили-агрегатоносители оказались с правым рулем: в ЮАР — левостороннее движение! И в первый день, по ходу «пристрелочных» заездов на незнакомых трассах, каждый из нас то и дело пускал левые колеса машины по обочине. Потом привыкли... Для оценки управляемости и сопротивления аквапланированию на прямой мы использовали Audi A4, остальные тесты нам помог выполнить Mercedes C180 Kompressor.

protectorИтак, все шины сбортированы и отбалансированы, промерены твердость и глубина протекторов. Начать сравнительный тест мы решили с «мокрых» испытаний. То есть с оценки сцепных свойств на влажном покрытии и стойкости к аквапланированию. Методика этих испытаний уже знакома постоянным читателям Авторевю, хотя есть нюансы. Например, глубина воды в специальной ванне для оценки устойчивости к аквапланированию в продольном направлении оказалась в два раза больше, чем обычно: 20 мм вместо 10 мм. Проезжая по этой «луже» со скоростью 70 км/ч, водитель несколько секунд вынужден двигаться вслепую — включенные в самый «быстрый» режим щетки не справлялись с потоками воды, которые накрывали автомобиль. А чтобы началось аквапланирование, скорость надо увеличить... На шинах Continental наш Audi А4 «всплывал» при 70,7 км/ч. Определялось это так. Водитель въезжает в ванну и утапливает педаль газа в пол. Затем попытка повторяется, но уже на чуть большей скорости. И так — вплоть до того момента, пока стрелка тахометра не подскочит на 800–1000 об/мин, а реальная скорость автомобиля, определяемая при помощи GPS-приемника, остается неизменной. То есть ведущие колеса (в данном случае — передние) начали «всплывать». «Неуправляемый полет» длится несколько мнгновений, после чего контакт колес с дорогой восстанавливается. Лучший результат в этом зачете показали шины Goodyear Eagle F1: они «всплыли» при скорости 77,4 км/ч.

Теперь — тесты на аквапланирование в повороте. akvaplanКороткий сектор замкнутой асфальтовой трассы (круг диаметром 200 м) представляет собой «ванну» с водой глубиной около 10 мм. Водитель наматывает круги, каждый раз увеличивая скорость на 1 км/ч, и фиксирует момент, когда автомобиль начинает уплывать с заданной поворотом руля траектории. После этого он продолжает увеличивать скорость — до тех пор, пока автомобиль не выскользнет за пределы размеченного коридора. Это и есть предельная скорость выполнения маневра.

Лучше всех выступили шины Goodyear и Pirelli: предельная скорость — 94 км/ч.

Следующее упражнение — экспертная оценка управляемости на извилистой, постоянно орошаемой водой трассе длиной около 600 м, сопровождавшееся замерами времени прохождения круга с помощью оптических створов. На каждом комплекте шин эксперт проходит по пять кругов. На каких-то шинах можно ехать быстро, но для этого требуется ювелирная работа рулем и газом. Ошибся — и соскользнул передком с трассы или завис в глубоком заносе. Другие шины относятся к ошибкам водителя более терпимо...

По окончании заездов сомнений не осталось: в этом виде испытаний шины Goodyear вновь были вне конкуренции — самая высокая скорость прохождения трассы и минимум проблем в управлении. Замыкают список шины Continental.

waterПоследний из «мокрых» тестов — измерение тормозного пути. Упражнения выполнялись на Мерседесе, оснащенном профессиональным измерительным комплексом Datron с GPS-приемником. Методика такова. Автомобиль разгоняется до 103 км/ч, а когда под колесами начинается орошаемый участок, водитель бьет по педали тормоза и не отпускает ее до полной остановки. Колеса при этом не блокируются — за этим следит АБС. Через секунду на экране компьютера появляется значение тормозного пути со 100 км/ч (в этот момент компьютер делает «отсечку») с точностью до сантиметра. Для набора статистики на каждом комплекте шин выполнялось минимум десять торможений. Лучший результат — 41,9 метра, и добиться его удалось на шинах Goodyear Eagle F1. На шинах Nokian и Michelin тормозной путь был примерно на два метра длиннее, на Pirelli — на три метра, а на шинах Continental автомобиль проехал на 6,5 метров больше... Огромная разница! С водными процедурами покончено.

Первый «сухой» тест можно считать разминочным. Это — оценка комфорта, которую мы проводили на подъездных дорогах полигона и на скоростной трассе с профилированными поворотами. Все шины проявили себя очень хорошо. Из нюансов отметим то, что шины Goodyear меньше «замечают» стыки покрытия и закатанные в асфальт камушки, а Continental, наоборот, обостряет восприятие неровностей. А самыми тихими шинами нам показались Pirelli и Goodyear.

audiНа очереди — самый «зажигательный» тест: оценка управляемости на сухой извилистой трассе длиной около двух километров. Здесь уверенную победу одерживают шины Michelin: лучшее время прохождения трассы и самая высокая экспертная оценка за надежность управления и, конечно, за удовольствие от вождения. А вот фавориты «мокрых» тестов, шины Goodyear, начали сдавать свои позиции, чего и следовало ожидать. Ведь универсальных шин не бывает, и если какая-то модель очень хороша на мокром асфальте, то шансы одержать победу в «сухих» дисциплинах у нее ничтожны. И тем удивительнее полный провал шин Continental: они плохи и на мокром, и на сухом покрытии, в чем мы окончательно убедились после замеров тормозного пути на сухом асфальте. Если на шинах Michelin тестовый Mercedes останавливался через 34,2 м, то на шинах Continental — через 37,8 м.

Как обычно, все результаты мы пересчитали в баллы по десятибалльной шкале и сложили с учетом весомости каждого показателя. Победу в нашем африканском тесте одержали шины Goodyear Eagle F1. За ними — преимущество во всех видах «мокрых» испытаний и неплохие результаты в «сухих» дисциплинах. На втором месте — Michelin Pilot Sport 2. Эти шины продемонстрировали прекрасные сцепные свойства на сухом асфальте. Всего на 0,1 балла отстали шины Nokian Z. С учетом того, что финская фирма Nokian — новичок в элитном клубе производителей шин класса Ultra High Performance, это — отличный результат. Тем более что за этими шинами не было ни одного провала во всех видах испытаний. То есть главные потребительские качества хорошо сбалансированы. А вот о шинах Pirelli P Zero Nero этого не скажешь: в разных видах испытаний они показывали нестабильные результаты. А разочарованием этого теста стали шины Continental SportContact 2: последнее место во всех испытаниях! Возможно, причиной провала стало то, что шины Continental были единственными, изготовленными не в Европе, а в ЮАР. Но вряд ли это можно расценивать как оправдание — контроль за качеством и технологической дисциплиной должен быть одинаковым везде, будь то Германия, Южная Африка или Россия. Особенно если речь идет о производителе с таким громким именем, как Continental.

Goodyear_Eagle_F1_GS-D3
Goodyear_Eagle_F1_GS-D3

Goodyear Eagle F1 GS-D3

1-ое место

Размерность 225/45 ZR17
Индекс скорости Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Тип рисунка протектора направленный
Глубина рисунка протектора 8,4 мм
Твердость резины по Шору, ед. 66
Страна-производитель Германия

С появлением шин модели Aquatred за компанией Goodyear закрепилась репутация одного из лучших производителей «дождевых» шин. Правда, шины Aquatred с треском провалились при испытаниях на сухих покрытиях. Но это было несколько лет назад, и наверняка специалисты фирмы Goodyear — в том числе и те, что работали над элитными шинами Goodyear Eagle F1, — сделали из этого урока серьезные выводы.

Шины Goodyear Eagle F1 впечатляют прежде всего сцепными свойствами на мокром асфальте и высоким сопротивлением аквапланированию. Расположенные «елочкой» крупные канавки протектора эффективно отводят воду из пятна контакта шин с дорогой. Даже при проезде двухсантиметрового слоя воды шины Goodyear «держат дорогу» вплоть до скорости 77,4 км/ч, в то время как шины-конкуренты «всплывают» гораздо раньше. Впрочем, рисунок протектора — это еще не все. На мокром асфальте сцепные свойства во многом определяются составом резиновой смеси. Сейчас все ведущие фирмы применяют так называемую силику — диоксид кремния, который повышает сцепные свойства шин на влажном асфальте. А для шин Eagle F1 применяются силика и полимеры, разработанные подразделением Goodyear Racing — тем самым, которое раньше занималось шинами для Формулы-1.

Вести автомобиль по мокрой трассе — одно удовольствие. Скольжения передней и задней осей сбалансированы и легко прогнозируемы. И в крутых поворотах, и в скоростной S-образной связке водитель без труда удерживает машину на оптимальной траектории. Очень высокая надежность управления!

Применительно к модели Goodyear Eagle F1 утверждение о том, что шины Goodyear хороши на мокром покрытии, но проигрывают на сухом асфальте, справедливо лишь отчасти. На сухой извилистой трассе Audi А4 показал предпоследнее время, хотя по части надежности управления, взаимопонимания с машиной претензий не много. Зато — приличный результат при торможении посуху. А по части комфорта шины Goodyear и вовсе были признаны лучшими.

В результате — убедительная победа в «абсолютном» зачете нашего теста.

+ высокое сопротивление аквапланированию
+ сцепные свойства на мокром асфальте
+ комфорт

- невысокие сцепные свойства в поперечном направлении на сухом асфальте

Общая оценка: 9,5

Michelin_Pilot_Sport_2
Michelin_Pilot_Sport_2

Michelin Pilot Sport 2

2-ое место

Размерность 225/45 ZR17
Индекс скорости Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Тип рисунка протектора асимметричный
Глубина рисунка протектора 7,9 мм
Твердость резины по Шору, ед. 69
Страна-производитель Франция

При проектировании нового поколения шин Michelin Pilot Sport, как и в случае с шинами Goodyear, не обошлось без технологий Формулы-1. Кроме того, шинники работали в тесном сотрудничестве с конструкторами и испытателями фирм Porsche, BMW Motorsport, Mercedes AMG. Ведь Michelin является крупнейшим поставщиком шин на первичную («конвейерную») комплектацию. Это, кстати, явилось одной из причин отказа от «направленного» рисунка протектора (шины Michelin Pilot Sport первого поколения были «направленными», что в условиях конвейерной сборки автомобилей создавало проблемы — шины приходилось делить на правые и левые). Асимметричный рисунок снял эту проблему и позволил ввести «узкую специализацию» протектора по разным сторонам: внешняя «отвечает» за управляемость на сухом асфальте, а внутренняя, изрезанная большим количеством канавок, — за «дождевые» свойства. Отличается и состав резины — снаружи она мягче, чем внутри.

Шины прекрасно проявили себя на сухом асфальте, обеспечив минимальный тормозной путь и минимальное время прохождения извилистой трассы. Кроме того, эксперты высоко оценили надежность управления: автомобиль понятен, стабилен, переходные процессы происходят мягко и хорошо прогнозируются.

На мокром асфальте шины Michelin демонстрируют высокие сцепные свойства в поперечном направлении — второй результат по времени прохождения извилистой трассы после шин Goodyear. Но чтобы добиться этого результата, экспертам пришлось попотеть. Audi довольно резко срывается в скольжения, и сохранить контроль над машиной бывало непросто.

Не лучшим образом эти шины проявили себя при торможении на мокром асфальте и в тестах на устойчивость к аквапланированию.

В итоге — прекрасные шины для быстрой, азартной и безопасной езды в сухую погоду, но с ограниченными «мокрыми» качествами. Второе место в «абсолюте».

+ сцепные свойства на сухом асфальте
+ управляемость на сухом асфальте

- посредственная надежность управления на мокром асфальте
- низкое сопротивление аквапланированию в повороте

Общая оценка: 8,7

Nokian_Z
Nokian_Z

Nokian Z

3-е место

Размерность 225/45 ZR17
Индекс скорости W (270 км/ч)
Индекс грузоподъемности 94 (670 кг)
Тип рисунка протектора направленный
Глубина рисунка протектора 7,9 мм
Твердость резины по Шору, ед. 67
Страна-производитель Финляндия

Несмотря на то, что финская компания Nokian Tyres делает первые шаги на поприще разработки и производства высокоскоростных шин класса Ultra High Performance, шаги эти очень уверенные. А то, как проявили себя в нашем тесте шины Nokian Z, заслуживает поздравлений. Кстати, это первые в мире шины подобного класса, в составе которых отсутствуют канцерогенные высокоароматические масла.

Протектор имеет эффектный направленный рисунок, но его дренажные возможности скромнее, чем у шин Goodyear — и на прямой, и в поворотах шины Nokian Z теряют контакт с дорогой раньше. И все же на мокром асфальте эти шины работают неплохо. Любопытно, что для изготовления протектора используется уже не два типа резины, как на шинах Michelin, а целых четыре. Два из них — в плечевых зонах (они призваны улучшить управляемость в напряженных поворотах), один — по центру (его задача — стабильность движения на высоких скоростях), а еще один тип резины скрывается в глубине протектора. Этот дополнительный слой снижает сопротивление качению и уменьшает нагрев шин на высоких скоростях.

Шины Nokian Z обеспечивают уверенное замедление и на мокром, и на сухом асфальте. Стабильно они выступили и в тестах на управляемость, сделав поведение автомобиля понятным и прогнозируемым. А больше всего шины Nokian Z порадовали на сухом асфальте (второй результат после шин Michelin).

По части виброакустического комфорта — неплохой средний уровень (насторожил лишь небольшой всплеск шумов при скорости около 100 км/ч). А в целом — хорошие шины с отлично сбалансированными качествами.

+ сцепные свойства на сухом асфальте
+ управляемость на сухом асфальте

- посредственное сопротивление аквапланированию в продольном направлении
- шумность

Общая оценка: 8,6

Pirelli_P_Zero_Nero
Pirelli_P_Zero_Nero

Pirelli P Zero Nero

4-ое место

Размерность 225/45 ZR17
Индекс скорости Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности 94 (670 кг)
Тип рисунка протектора асимметричный
Глубина рисунка протектора 8,1 мм
Твердость резины по Шору, ед. 70
Страна-производитель Германия

Шины Pirelli P Zero Nero не поставляются на автосборочные предприятия для первичной комплектации, и сожалеть в этой связи мы не будем, ибо, как показали наши испытания, шины Pirelli P Zero Nero сбалансированы далеко не лучшим образом. Так, при торможении на мокром асфальте — хороший результат, а на сухом — весьма посредственный. Pirelli хорошо противостоят аквапланированию в продольном и поперечном направлениях, но сдают позиции на трассах управляемости, особенно — на мокром асфальте (предпоследний результат по времени прохождения круга и низкая экспертная оценка за надежность управления). Растянутый снос передней оси и резкий занос задней осложняют управление автомобилем. Переходные процессы происходят быстро и резко, отчего поведение автомобиля плохо поддается прогнозу. Немногим лучше ситуация и на сухом асфальте. Если судить по времени прохождения круга, то Pirelli лучше, чем Goodyear и Continental, но управлять машиной в предельных режимах было сложно. Не исключено, что эти шины придутся по душе профессиональным спортсменам, которые ждут от автомобиля быстрых реакций на управление, но «гражданского» водителя, да еще на дорогах общего пользования, такое поведение машины вряд ли порадует.

Очень «эмоциональные» шины. Итальянские...

+ тормозные свойства на мокром асфальте
+ сопротивление аквапланированию в повороте

- управляемость на сухом и мокром асфальте
- тормозные свойства на сухом асфальте

Общая оценка: 8,1

Continental_SportContact_2
Continental_SportContact_2
Continental_SportContact_2

Continental SportContact 2

5-ое место

Размерность 225/45 R17
Индекс скорости W (270 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Тип рисунка протектора асимметричный
Глубина рисунка протектора 8,2 мм
Твердость резины по Шору, ед 70
Страна-производитель ЮАР

Первые же тесты заставили нас усомниться в том, что перед нами современные шины производства компании Continental. Почему себя никак не проявляет разрекламированный «бионический» контур, который при вертикальных нагрузках обеспечивает большее увеличение ширины пятна контакта, чем обычный? Почему не чувствуется, как работает «бионическая» резиновая смесь Bionic Net, которая за счет изменяемых межмолекулярных связей может менять жесткость поверхностного слоя протектора в зависимости от нагрузки? Где обещанное в рекламных материалах обволакивание мягкой резиной микронеровностей дороги? Словно ничего этого нет. А если и есть, то грош цена этим новшествам. Потому что шины Continental провалили все без исключения «экзамены».

Тормозной путь на мокром асфальте оказался на 6,5 метров длиннее, чем у лидера, на сухом — на 3,4 м.

Аквапланирование начиналось раньше всех, причем как на прямой, так и в повороте. На извилистой трассе — худшее время прохождения круга и нелестные отзывы экспертов. В каждом повороте автомобиль выскальзывал носом наружу. Не помогали ни сброс газа, ни контрсмещение на входе... Быстро ехать неприятно и страшно. Та же история — и на сухом асфальте.

А в довершение ко всем бедам шины Continental оказались еще и самыми дискомфортными.

Странно все это. Быть может, все объясняет надпись «Made in South Africa» на боковине? Тогда наш совет таков: ни в коем случае не покупайте шины Continental, сделанные в ЮАР. Плюсов нет — одни минусы.

- сцепные свойства и управляемость на сухом и мокром асфальте
- низкое сопротивление аквапланированию
- низкая плавность хода

Общая оценка: 6,8

Making of…

01
02
03
Обычно словами «Making of…» называют небольшие фильмы про то, как делают фильмы большие. Ведь на съемочной площадке сплошь и рядом случаются забавные и непредвиденные вещи. Вот и с нами кое-что произошло…

На полигон Gerotek в Южную Африку, помимо экспертов Авторевю, приехала еще и группа телепрограммы Подорожник во главе с нашим главным редактором, Михаилом Подорожанским — снимать сюжет о технологии испытаний шин. Каждый занимался своим делом, но, естественно, время от времени эксперты пересекались с телевизионщиками. Иногда это были плановые встречи, а иногда — внеплановые, случайные.

Улучив минуту затишья в тестах, Подорожанский решил рассказать перед камерой о том, как испытываются шины на стойкость к аквапланированию. Установили камеру, начали репетировать. Подорожанский приседает рядом с ванной, окунает в нее палец — и говорит, что глубина воды здесь около двух сантиметров. Тем часом находящийся вне творческого процесса Олег Растегаев выехал из бокса, где на Audi был установлен очередной комплект подопытных шин, и, набрав нужную скорость, направил автомобиль в ванну с водой. Когда он заметил на обочине лицедействующего шефа, тормозить уже было поздно…

К счастью, за спиной видеооператора, приникшего к видоискателю, стоял ассистент, в руках у которого был фотоаппарат. Он-то и успел оценить ситуацию и сделать эти кадры.

Нетрудно представить, в каких тонах и выражениях завязался дальнейший диалог промокшего до нитки главного редактора Авторевю с Олегом Растегаевым. Но эскалации конфликта помог избежать видеооператор Алексей Жидков, прокричавший на весь полигон, что его камера была включена. Все тут же ринулись к монитору.

А Подорожанский через час высох, успокоился — и продолжил съемки. Но к ванне с водой ближе чем на десять метров он уже не подходил ни разу.

Экспертные оценки и результаты измерений.

tab1 tab2 tab3
tab4 tab5 tab6
tab7 tab8

* По десятибалльной шкале, большему значению соответствует лучший результат