Деноминация

Pirelli_P6_P7Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - май 2001г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ
Фото: автора

Ралли Каталония, четвертый этап чемпионата мира. Признаться, на соревнованиях такого уровня я побывал впервые. То, как едет «головка» лидеров на автомобилях WRC, — это фантастика! Peugeot 206, Ford Focus, Subaru Impreza... На этом фоне выступление второго эшелона уже кажется скучным.
А посмотреть на ведущих раллистов мира мне довелось потому, что добрая половина этих автомобилей была обута в «асфальтовые» слики с надписью «PZero». Да, в Испанию я приехал по приглашению фирмы Pirelli, хотя речь пойдет не о шинах для ралли, а о новых «гражданских» моделях — Pirelli P6 и Pirelli P7. Просто время и место презентации этих шин совпали с этапом чемпионата мира.
Случайно ли?

Любители автоспорта помнят, что три сезона подряд, c 1974 по 1976 годы, чемпионаты мира по ралли были выиграны на автомобилях Lancia Stratos. Причем гонщики использовали новейшие радиальные шины Pirelli P7. В то время шины радиальной конструкции вообще были в диковинку, а уж низкопрофильные — тем более. Ведь те «боевые» шины Pirelli P7 имели размерность — 195/50 VR15.

evolutionВскоре, в 1977 году, появилась и «гражданская» модель P6. А в середине восьмидесятых, с началом выпуска шин Pirelli P700 и P600, произошла смена поколений. Еще через десять лет появились шины P7000 и P6000, а сейчас... Нет! Для пятого нолика после семерки и шестерки на боковинах низкопрофильных шин места слишком мало! Поэтому итальянцы решили вернуться на круги своя: новейшие шины фирмы Pirelli вновь называются P7 и P6. Такая вот деноминация.

В новых шинах сразу же угадываются элементы представленных год назад шин серии PZero, которые стоят на вершине модельной гаммы фирмы Pirelli (см. АР № 3, 2000). Те же глубокие продольные канавки, те же волнистые прорези в теле протектора. profileК тому же шины P7, как и PZero Asimmetrico, имеют асимметричный рисунок протектора. То есть при разработке шин Р7 и Р6 использовались технологии, уже обкатанные на шинах PZero. В первую очередь это оптимизация профиля шины, равномерное распределение давлений в пятне контакта и применение резиновой смеси с кремнийсодержащими полимерами. А еще на новых моделях изменили положение так называемой «точки перегиба» в поперечном сечении шины (см. рисунок) — ее приблизили к протектору. Эта мера направлена на оптимизацию формы пятна контакта шины с дорогой. Все это позволило уменьшить сопротивление качению и, благодаря более равномерному износу протектора, увеличить ресурс.

compareА чем еще, кроме рисунка протектора, шины P6 и P7 отличаются друг от друга? Прежде всего, у этих шин разные «целевые аудитории». Модель P6 предназначена для престижных автомобилей среднего класса и универсалов, включая универсалы повышенной вместимости (УПВ) или, как их нередко называют, минивэны. Здесь одно из важнейших потребительских качеств — комфорт. А шины P7 создавались в расчете на более мощные автомобили. Поэтому разработчики и испытатели особое внимание уделяли управляемости. Причем не только управляемости как таковой, но и удовольствию от вождения.

Как это отразилось на конструкции? Протектор шин можно условно разделить на два слоя: внешний, который непосредственно входит в контакт с опорной поверхностью, и внутренний. Состав резиновой смеси внешнего слоя у обеих шин одинаков. А вот внутренний слой у шин Р6 сделан более мягким, податливым. Как раз для того, чтобы шины лучше демпфировали дорожные неровности. Это, пожалуй, самое важное из многих отличий.

Ну, а сейчас настало время воспользоваться главным инструментом из арсенала автомобильного испытателя. Вы уже знаете, как он называется? Вообще-то, название придумали не мы, а инженеры знаменитой амортизаторной фирмы Bilstein (см. АР № 8, 2001): это, пардон, жопометр.

Перед башней Калатрава, возвышающейся над барселонской Олимпийской деревней, выстроился ряд автомобилей. Одни — на шинах P6, другие — на P7. На каком автомобиле испытывать итальянские шины? Конечно, на итальянском!

Alfa_RomeoСажусь в красный универсал Alfa Romeo 156 Sportwagon, обутый в Pirelli P6. Поворот ключа в замке зажигания — и салон наполняется монотонным тарахтением. Ой, здесь дизель... Ну да ладно, в конце концов, именно для «умеренных» автомобилей и предназначены шины Pirelli P6.

Сразу же признаюсь: дизельная Alfa меня разочаровала. В городе я никак не мог привыкнуть к ее педалям — пару раз даже глушил мотор при трогании. Причем именно из-за характеристик приводов педалей, поскольку крутящего момента мотора хватало. На автобане турбодизель позволял разгоняться до 190 км/ч, но на высокой скорости машина постоянно уплывала с намеченной траектории. Даже в очень пологом повороте все время приходилось напряженно подруливать. От предыдущих поездок на «сто пятьдесят шестых» Альфах у меня остались куда более приятные впечатления. Возможно, виновата более мягкая подвеска. Ведь раньше-то я ездил только на седанах, причем с бензиновыми моторами. А может, все дело в шинах? Странно...

Пока же я могу с уверенностью сказать, что шины Pirelli P6 оказались очень тихими во всем диапазоне скоростей и довольно мягкими при проезде немногочисленных дефектов испанских дорог. Но едва ли это адекватная плата за низкую траекторную устойчивость. Впрочем, позже, поездив на автомобиле Seat Leon с такими же шинами, я не почувствовал никаких рысканий.

Управляемость в предельных режимах мы оценивали на частной гоночной трассе в предгорьях Пиренеев. Там нас ждала уже ставшая обязательной для подобных презентаций программа: езда на разных автомобилях по сухому и мокрому асфальту.

Ford Focus, влажная трасса, шины Р6. Никаких проблем. Даже когда с быстро подсыхающего на испанском солнышке асфальта въезжаешь в боковом скольжении в оставшиеся лужи, ничего страшного не происходит. Focus лишь переходит на больший радиус поворота, продолжая отлично реагировать на управление рулем и газом. Впрочем, судить о сцепных свойствах в отсутствие шин-конкурентов — занятие рискованное. Не с чем сравнивать. «Как это не с чем? — улыбнулся маршал, выпускавший автомобили на трассу. — Вот Ford Escort на шинах Pirelli P6 предыдущего поколения».

EscortКакого такого предыдущего? Оказалось, что того самого, образца 1977 года. А Escort и вовсе ветеран — 1971 года выпуска.

Раритет завелся не сразу — сначала зачихал один цилиндр, потом подхватили остальные. Тоненький руль, металлический прутик рычага переключения передач, задний привод. Все это напомнило мне Москвич-412, на котором я учился ездить. Забавно. А между тем и на стареньком Эскорте мне удалось лихо, с размашистыми заносами пройти трассу, без потерь объехать все вешки на змейке. Конечно же, старые шины P6 ни в какое сравнение с новыми не идут — разница в сцепных свойствах такая, как если зимой с укатанного снега съехать на лед. Но все это так, «fun». Сравнивать надо с современными шинами.

VolvoТеперь — Pirelli P7. Та же трасса, но автомобили другие — Volvo V70 и Mercedes С-класса. Скорости увеличились и, по ощущениям, не только потому, что это более мощные машины. На мокром асфальте шины Р7 действительно хороши.

Следующий этап — испытания на сухом асфальте. Шины Pirelli всегда вносили спортивную нотку в управление автомобилем. Модели P6 и P7 — не исключение. Причем эта нотка появляется независимо от марки автомобиля. Alfa Romeo 147, Ford Focus, Volkswagen Golf, Mercedes C200 Kompressor... Да, поведение разных автомобилей на шинах P6 и P7 заметно отличается. Но главное — во всех режимах движения, при торможении, в повороте, в скольжениях реакции машины очень легко предугадать, а ее поведение всегда прогнозируемо и понятно. То, что нужно для быстрой и безопасной езды.

Это — лишь самые первые впечатления. Но шанс познакомиться с этими шинами поближе у нас появится совсем скоро: уже летом модели Р6 и Р7 начнут продаваться в России. Первое время шины P6 будут выпускаться в двенадцати форматах — от 185/65 R14 до 215/55 R16, а для шин P7 их предусмотрено 28 — от 195/65 R15 до 225/45 R17.