Летние шины - какие выбрать? (март 2008г.)

AudiСтатья из журнала "АВТОРЕВЮ" - март 2008г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ

Очередной сравнительный тест шин наши коллеги, эксперты полигона Test World, провели в теплой Италии в конце января 2008 года. В испытаниях приняли участие 12 моделей летних шин размерности 205/55 R16 и… четыре модели зимних шин. Зачем? А затем, чтобы предостеречь водителей, которые весной, а иногда и летом продолжают ездить на зимних шинах! Лень «переобуться»? Душит жаба? Тогда читайте внимательно!

Выбирая летние шины для очередного теста, мы поняли, что в этом году ярких премьер от ведущих производителей не будет: половина моделей уже принимала участие в прошлогодних тестах. Это Continental ContiPremiumContact 2, Bridgestone Turanza ER300, Goodyear HydraGrip, Nokian Hakka H, Barum Bravuris. Из «свежих» — только корейские шины Hankook Ventus Prime, Kumho Ecsta SPT и модернизированные энергосберегающие шины Michelin Energy Saver. Плюс голландские шины Vredestein Hi-Trac и дешевые польские покрышки Dayton D210. Зато отсутствие громких премьер будет компенсировано интригой вокруг зимних шин (они выступили вне зачета) и мало кому известных летних шин из Китая — Triangle Talon GLS и Goodride R-VH 680. Последние были куплены в Финляндии через интернет-магазин. В российской сети тоже появляются объявления о продаже китайских шин, так что самое время познакомиться с ними поближе.

Зимние шины в нашем тесте двух типов — так называемые скандинавские, рассчитанные на более суровые зимы, и «европейские» — с прицелом на езду не столько по снегу и льду, сколько по асфальту. Несмотря на то что моделей зимних шин было всего четыре (производст­ва фирм Continental и Nokian), утомлять читателей результатами испытаний каждой из них мы не будем, а усредним показатели по каждой паре, и в протоколах они будут фигурировать в виде собирательных образов — «европейские» зимние шины и «скандинавские» зимние шины. И те и другие — нешипованные.

Методика испытаний практически не изменилась, равно как и главный приоритет — безопасность на мокрой дороге.

AudiПервый вид испытаний — торможение с АБС на мокром асфальте. Измерительный комплекс V-Box с высокой точностью фиксирует тормозной путь автомобиля при замедлении с 80 км/ч до 5 км/ч. Лучший результат — кто бы мог подумать! — на счету шин Hankook. А худшими среди летних моделей стали китайские шины — в заданном диапазоне скоростей они увеличивают тормозной путь автомобиля на пять метров! Это примерно равно проигрышу «европейских» зимних шин у хороших летних! Но на «скандинавских» зимних шинах автомобиль уехал и того дальше — аж на 14 метров!

Любопытная картина получается и при сопоставлении графиков замедления. Когда Audi A3 Sportback на шинах Hankook уже остановился, такой же автомобиль, но на китайских шинах продолжает движение со скоростью 30 км/ч! А на «скандинавских» зимних шинах и того быстрее — 50 км/ч! То есть, если вы едете на хороших летних шинах, а на хвосте повис джигит на зимних покрышках, то в случае резкого торможения преследователь вонзится в вашу машину на скорости около 50 км/ч. А на китайских летних шинах — на 30 км/ч. Такая вот арифметика.

А «физика» в том, что протектор зимних «скандинавских» шин рассчитан на работу при низких температурах и сплошь изрезан прорезями-ламелями, которые обеспечивают сцепление на снегу и льду. На асфальте же при резком торможении мягкий протектор буквально «размазывается» по поверхности дороги, не в силах воспринимать повышенные нагрузки, которые возникают в пятне контакта шины с асфальтом. Отсюда и опасное увеличение тормозного пути.

Но вернемся к летним шинам. Лучший результат заездов по мокрому кругу (здесь оцениваются сцепные свойства в поперечном направлении) — за шинами Vredestein, а худший — за китайскими шинами. И, ожидаемо, за «скандинавскими»­ зимними покрышками.

Следующее испытание — на сопротивление аквапланированию. Здесь основное влияние на результат оказывает рисунок протектора — как правило, преимущество имеют шины с направленным рисунком и широкими глубокими канавками, которые эффективно отводят воду из пятна контакта. Чем выше скорость, при которой шина начинает терять надежный контакт с покрытым водяной пленкой асфальтом, тем лучше. В лидерах — «направленные» шины Goodyear и Vredestein. Неплохо сопротивлялись аква­планированию и «европейские» зимние шины. А китайские покрышки вновь в аутсайдерах — «скорость всплытия» в среднем на 20 км/ч ниже. Не дай бог попасть на таких шинах в сильный ливень!

Audi A3Теперь — об управляемости. Точнее, о том, как влияют на управляемость автомобиля разные шины. На мокром асфальте извилистой трассы это влияние оценивалось по времени прохождения круга и надежности поведения машины. Лидеры те же — Vredestein и Continental. На счету первых — лучшее время, а вторые получили высший балл за надежность и удобство­ управления.

На китайских шинах быстро не по­едешь, а об удовольствии лучше и не вспоминать. Это относится и к «скандинав­ским» зимним шинам. Мокрый асфальт и температура около 20°С — не их среда обитания.

Еще хуже чувствуют себя зимние шины на сухом асфальте, где нагрузки выше. Это убедительно подтвердил маневр «переставка». Здесь лучше других показали себя шины Bridgestone, а блиставшие на мокром асфальте голландские шины Vredestein на сухом покрытии спасовали, скатившись до уровня китайских шин.

А что с комфортом? Эксперты ездили по специальным дорогам полигона — по гладкому и по шершавому асфальту. Сначала разгонялись до 100 км/ч, затем переходили на нейтральную передачу и вплоть до остановки прислушивались к шинам, а потом выставляли оценки. Тише других оказались шины Kumho. Неплохо выступили шины Bridgestone, Continental и Nokian. А самые шумные — китайские покрышки Triangle. Это же относится и к «скандинавским» зимним шинам: агрессивный протектор «высекает» массу ненужных децибелов.

Зато благодаря тому же мягкому протектору зимние шины порадовали отменной плавностью хода. Почти «зимнюю» мягкость продемонстрировали и летние шины Continental. А китайские шины Triangle снова в аутсайдерах. Не лучшим образом выступили и «экономичные» шины Michelin, и это объяснимо — более жесткие шины, как правило, легче катятся, у них меньше так называемые гистерезисные потери, вызванные деформацией и последующим нагревом резины.

В целом ожидания подтвердились. Ведущие производители выпускают шины с отлично сбалансированными качествами. А если и появляются шины, которые заметно выделяются в лучшую сторону по какому-то одному параметру, то почти наверняка они проигрывают в чем-то другом. Три модели — Bridgestone Turanza ER300, ContiPremiumContact 2 и Nokian Hakka H набрали одинаковое количество баллов, которые, как обычно, были подсчитаны с учетом весомости результатов в каждом виде испытаний. Причем весомость «мокрых» испытаний составляет 70% от общей оценки.

Шины Goodyear HydraGrip и Vredestein Hi-Trac хоть немного и отстают от лидеров, но вполне достойны похвалы. Hankook Ventus Prime, Barum Bravuris, Kumho Ecsta SPT — это шины «второй» линии, которые полностью соответствуют своей ценовой категории. А вот почему в их числе оказались и шины Michelin? Это — еще одно подтверждение тому, что трудно добиться успеха в какой-то одной дисциплине, не пожертвовав чем-то другим. А шины Michelin Energy Saver создавались в первую очередь для экономичной езды…

Польские шины Dayton D210 остались в тени даже конкурентов из «второй» линии. Зато с китайскими шинами ситуация яснее ясного: ездить на таких покрышках — значит подвергать опасности и себя, и окружающих. В полной мере это относится и к использованию летом зимних шин.

Bridgestone Turanza ER300

Bridgestone Turanza ER300

+ В большинстве тестов шины Bridgestone продемонстрировали пусть не лучшие, но стабильно высокие результаты. Хороши сцепные свойства на мокром асфальте, сопротивление аквапланированию.

+ Поведение автомобиля на трассе управляемости предельно понятное: быстрые и четкие реакции без резких срывов в скольжения.

+ На сухом асфальте эксперты единодушно назвали шины Bridgestone лучшими — автомобиль увереннее всего выполнил маневр «переставка».

- Автомобиль жестковато проходит мелкие неровности.

- Заметное ухудшение сцепных свойств по мере износа протектора.

Общая оценка: 8,9 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Continental ContiPremiumContact 2

Continental ContiPremiumContact 2

+ Покрышки с асимметричным протектором вновь порадовали высокими сцепными свойствами на мокром асфальте. Автомобиль хорошо слушается руля, мягко уходит в скольжения.

+ На сухом асфальте — столь же понятное поведение, включая и нештатные ситуации, смоделированные маневром «переставка».

+ Хорошие сцепные свойства уживаются с высоким уровнем комфорта — эти по­крышки одни из наиболее тихих, а еще — самые комфортные (если не принимать во внимание зимние модели).

- Лишь в сильный дождь шины дают слабину — «всплывают» на лужах раньше, чем того ожидаешь.

Общая оценка: 8,9 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Nokian Hakka H

Nokian Hakka H

+ Постоянно совершенствуемые скандинавские шины встали в один ряд с лидерами теста. Разработанные специально для короткого скандинавского лета и дождливого холодного межсезонья шины Hakka H неплохо проявили себя на влажном асфальте.

+ На трассе «мокрой» управляемости эксперты отметили четкие реакции автомобиля на повороты руля и отсутствие резких срывов.

+ В дождь шины Nokian хорошо противостоят аквапланированию на прямой, чуть хуже — в повороте.

+ С комфортом все обстоит неплохо: шины тихие, средней жесткости.

- По мере износа протектора эти шины сильнее других теряют свои качества.

Общая оценка: 8,9 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Goodyear HydraGrip

Goodyear HydraGrip

+ Шины HydraGrip созданы с прицелом на мокрую дорогу. Направленный рисунок эффективно отводит воду из пятна контакта, обеспечивая очень высокий уровень сопротивления аквапланированию.

+ На влажном асфальте эти шины работают хорошо — особенно это касается сцепных свойств в поперечном направлении.

+ На трассе «мокрой» управляемости — второе время и девять баллов за надежность управления.

- Имеются претензии к управляемости и на сухом асфальте: для активной, а тем более спортивной езды шины Goodyear не подходят.

Общая оценка: 8,6 баллов. Рекомендуется.

Vredestein Hi-Trac

Vredestein Hi-Trac

+ Главный козырь шин Vredestein — превосходное сопротивление аквапланированию.

+ Направленный рисунок протектора с большим количеством дренажных канавок прекрасно справляется с отводом воды и на прямой, и в поворотах.

+ На трассе управляемости — лучшее время круга: автомобиль быст­ро, порой даже излишне быстро реагирует на управление.

- На влажном асфальте эти шины заметно проигрывают конкурентам по тормозным качествам.

- На сухом асфальте те же проблемы — резкие срывы в скольжения, с которыми тяжело справиться даже опытному испытателю.

- Не все гладко и с комфортом, особенно акустическим.

Общая оценка: 8,6 баллов. Рекомендуется.

Hankook Ventus Prime

Hankook Ventus Prime

+ Испытателей порадовали сцепные свойства на мокром асфальте — на шинах Hankook автомобиль замедлялся лучше всего!

+ Принадлежность модели к эконом-классу.

- Средние результаты в испытаниях на аквапланирование, средние показатели управляемости.

- На извилистой мокрой трассе эксперты отметили как недостаток замедленные реакции автомобиля на действия рулем и газом, что помешало улучшить время круга.

Общая оценка: 8,3 балла. Рекомендуется.

Barum Bravuris

Barum Bravuris

+ Достойные ездовые показатели за разумные деньги.

+ Хорошее сопротивление аквапланированию в повороте.

+ Приемлемые сцепные свойства на мокром асфальте в поперечном направлении.

+ С точки зрения комфорта шины Barum Bravuris — неплохой выбор. В меру тихие и мягкие.

- При больших боковых перегрузках на сухом асфальте наблюдаются замедленные реакции, вынуждающие водителя перекручивать руль для выполнения резкого маневра.

Общая оценка: 8,2 балла. Рекомендуется.

Michelin Energy Saver

Michelin Energy Saver

+ Низкая сопротивляемость качению. Примечательно, что компания Peugeot «обувает» дизельные Peugeot 308 в шины Michelin Energy Saver и декларирует средний расход дизтоплива 4,7 л/100 км.

+ Хорошие тормозные свойства на мокром асфальте.

- Низкое сопротивление аквапланированию не выдерживает критики.

- Недостаточная плавность хода.

Общая оценка: 8,2 балла. Рекомендуется.

Kumho Ecsta SPT

Kumho Ecsta SPT

+ Высокий уровень акустического комфорта.

+ Разумная цена комплекта.

+ Шины Kumho — самые тихие в нашем тесте.

- Покрышки Kumho посредственно выступили и в секторе аквапланирования.

Общая оценка: 8,1 баллов.

Dayton D210

Dayton D210

+ Среднее сопротивление аквапланированию.

+ В отличие от большинства «безродных» конкурентов, шины не досаждают шумом и ударами при проезде мелких неровностей.

- На трассе «мокрой» управляемости польские шины выглядят бледно — рано начинают скользить.

- На сухом асфальте выполнить «переставку» — проблема.

Общая оценка: 7,5 баллов. Все еще рекомендуется.

Triangle Talon GLS

Triangle Talon GLS

+ Основное преимущество - низкая стоимость шин.

+ Подходят только для аккуратных водителей, предпочитающих размеренный стиль езды.

- Самый низкий уровень комфорта, чересчур жесткая конструкция.

- Низкие сцепные свойства, резкие срывы в скольжения вызывают у экспертов улыбку.

- В ряде испытаний китайские шины уступили даже зимним покрышкам!

Общая оценка: 5.9 баллов. Условно рекомендуется.

Goodride R-VH 680

Goodride R-VH 680

+ Приемлемый уровень плавности хода.

- В ванне для испытаний на аквапланирование автомобиль «всплывает» уже на скорости 65 км/ч (лучший результат — 87 км/ч).

- На трассе управляемости автомобиль вяло реагирует на действия рулем, но резко срывается в занос.

- Шины не держат на мокром асфальте — тормозной путь оказался длиннее, чем у зимних «европейских» нешипованных шин.

Общая оценка: 5,5 баллов. Условно рекомендуется.

тормозной путь аква аква
круг удобство комфорт плавность хода

* По десятибалльной шкале. Большему значению соответствует лучший результат.

Параметры Влияние на общую оценку, % Модели шин
Barum Bridge- stone Conti- nental Dayton Goo- dride Good- year Hankook Kumho Michelin Nokian Triangl Vred- estein
Сцепные свойства на мокром асфальте 50%
Торможение с АБС 15 9 9 9 7 5 9 10 9 10 10 5 9
Устойчивость к аквапланированию на прямой 15 8 8 7 8 6 9 7 6 7 9 6 10
Устойчивость к аквапланированию в повороте 10 9 9 9 8 6 10 9 8 8 9 7 10
Поперечные сцепные свойства 5 9 9 9 8 5 9 9 9 9 9 5 10
Управляемость (время прохождения трассы) 5 8 8 9 8 5 9 9 9 9 9 5 10
Субъективные оценки надежности управления автомобилем 40%
На мокром асфальте 20 8 9 10 7 5 9 8 8 8 9 6 9
На сухом асфальте 20 7 10 9 7 5 8 8 8 8 8 6 6
Комфорт 10%
Шум 5 9 9 9 8 7 8 8 10 8 9 6 7
Плавность хода 5 8 7 9 8 8 8 7 8 7 8 6 8
Общая оценка 100% 8,2 8,9 8,9 7,5 5,5 8,8 8,3 8,1 8,2 8,9 5,9 8,6
Оставить отзыв о статье

Отзывы

Добавить свой отзыв

Оценка
Текст отзыва должен быть не менее 20 символов