Тест летних шин R14 "Старая песня о новом" (Март, 2006г.)

Четырнадцатидюймовые шины в России набирают все большую популярность, да и новинки в этом размере появляются значительно чаще, чем у 13-дюймовых.

Сегодня знакомим вас с результатами испытаний летних шин размерности 185/60R14 с индексом скорости «Н» (210 км/ч). Но прежде несколько слов об оснастке, без которой полноценные испытания были бы невозможны.

RW14Об особенностях легкосплавных дисков (правильнее все же – колес, но традиция!) журнал писал не раз. Теперь посмотрим на них с точки зрения испытателей шин. Вот уже десять лет шины для тестов мы монтируем на диски из алюминиевых сплавов. Сначала производства К&К, затем «Виком» (Vikom), а теперь в поле нашего зрения попали колеса марки RW. Но почему предпочитаем легкосплавные?

Попробуйте несколько раз смонтировать-размонтировать покрышку на обычный стальной диск. Даже на профессиональном шиномонтажном оборудовании не избежать царапин на кромках обода. Со временем эти места украсит коррозия, и каждые год-два диски придется зачищать, грунтовать и красить.

Вторая причина: легкосплавные колеса сделаны, как правило, гораздо точнее, поэтому с ними меньше погрешность измерений при испытаниях шин.

Третий повод: легкосплавные колеса лучше отводят тепло от тормозных механизмов через ступичную часть – оттого при многократных торможениях на грани юза или с использованием АBS результаты более стабильны.

Следующий критерий – диски более удобны для мойки. Одно дело – вымыть четыре колеса и совсем другое – шестьдесят.

Пятая хитринка – выбираем диски с плоской ступичной частью или с самыми мелкими колодцами для крепежных болтов – иначе наживлять их неудобно. И хотя теперь на автомобиле-носителе мы заменяем болты на шпильки с гайками, глубоких колодцев все же избегаем.

За годы интенсивной эксплуатации мы не нашли изъянов в дисках K&K и «Виком». Надеемся, что и RW окажется на высоте. Во всяком случае, на первом, летнем этапе претензий к ним не было.

Методика испытаний тоже претерпела небольшие изменения. Во-первых, к традиционному торможению с заблокированными колесами (отечественные автомобили пока, к сожалению, не оснащают ABS) мы добавили торможение на грани юза: на сухом асфальте – со скорости 100 км/ч, на мокром – с 80 км/ч.

Второе дополнение – по просьбе читателей ввели оценку работы шин на грунтовой дороге. Этот показатель не входит в общий зачет, он служит лишь дополнительной информацией для тех, чьи маршруты проходят не только по асфальту.

VAZ-11193Тесты проводили на «Калине»-хэтчбеке (ВАЗ-11193), которая в нынешнем году должна появиться в продаже.

Общие впечатления о переходе с 13 дюймов на 14 таковы: улучшилась управляемость – не случайно ее оценки в целом выше, чем в прошлогоднем тесте шин 175/75R13. Однако есть и минус – шины увеличенной размерности жестче и шумнее – сказывается низкая (менее энергоемкая) боковина и широкое пятно контакта. Впрочем, именно благодаря последней особенности торможение на этих шинах эффективнее.

Те, кто только планирует вместо 13 дюймов на лето поставить 14, должны иметь в виду, что за улучшение сцепных свойств они заплатят снижением комфорта, в первую очередь, плавности хода. К тому же шины и диски «на 14» существенно дороже.

Обобщим полученные результаты и на их основе попробуем проанализировать ситуацию на шинном рынке. Интересное наблюдение – «Бриджстоун» начинает отставать от именитых брендов – таких, как «Мишлен», «Континенталь» и «Пирелли». Даже «Йокогама» и «Тойо» понемногу обгоняют именитого земляка. Также очевидно, что финская «Нокиан» выходит на передовые позиции. Российские производители медленно, но верно улучшают свою летнюю продукцию. На «домашнем» рынке лидирует «Амтел».

Импортные шины в основном ориентированы на автомобили с ABS, потому менее охотно тормозят юзом. Тем не менее есть и такие, что эффективно тормозят любым способом.

Все шинники, включая российских, борются за стабильность сцепных свойств и их близость на сухом и мокром покрытии. Но достижения не у всех одинаковы. Есть еще одна тенденция, отмеченная и в прошлом году. Улучшение сцепных свойств на асфальте приводит к их ухудшению на грунтовых дорогах и траве. Грибникам, ягодникам и дачникам, живущим в глубинке, стоит присмотреться к шинам категории «m+s».

Nokian NRHi ecosport

Nokian_NRHi_ecosport

+ Экономичность – одна из лучших оценок!

+ Управляемость на высоте, сравнима с «Пирелли» и по уровню, и по стабильности на разных покрытиях.

+ Тормоза – лучшие на грани срыва в скольжение на мокрой дороге, остальные результаты тоже очень хороши.

- Комфорт – небольшие замечания по плавности хода и шуму. Как и «Клебер», все мелкие швы и дорожные трещинки передают на кузов.

Общая оценка: 922,1 балла. Настоятельно рекомендуется.

Michelin Energy E3A

Michelin_Energy_E3A

+ Летний «Мишлен» удивительно хорошо сбалансирован – ни ярких всплесков, ни явных провалов.

+ Экономичность – отлично.

+ По комфорту – лучшие (модель поделила это место с «Бриджем»).

+ Управляемость хороша на мокром асфальте, а на сухом еще лучше!

+ Курсовая устойчивость – без замечаний.

+ Тормоза особенно хороши на мокром покрытии.

+ При экстренном торможении на сухом асфальте колеса могут резко блокироваться.

Общая оценка: 920,2 балла. Настоятельно рекомендуется.

Pirelli P6

Pirelli_P6

+ Как и «Йокогама», «Пирелли» тяготеет к спорту.

+ Рекордсмен по скорости на «переставке».

+ Отличие от «Йокогамы» в том, что сцепные свойства и поведение более стабильны, независимо от состояния покрытия.

+ Тормоза – отличные на грани блокировки, хотя и сорвавшись в скольжение, останавливают машину неплохо.

+ Глубокий протектор обеспечит длительную стабильность эксплуатационных параметров.

- Для таких шин экономичность – не главное, видимо потому здесь они ходят в середнячках.

- Плавность хода и шум тоже принесены в жертву управляемости и курсовой устойчивости.

Общая оценка: 918,5 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Continental ContiEcoContact 3

Continental_ContiEcoContact_3

+ Тормоза великолепны! Лучшие в скольжении, но и на грани юза мало кому уступают.

+ К управляемости претензий нет. «Калина» четко выполняет «переставку».

+ По комфорту «Конти» очень похожи на «Тойо». Небольшие замечания лишь к плавности хода.

- Особой экономичностью «Эко Конти» не отличаются, хотя в прошлогоднем тесте эти же шины в 13-дюймовом варианте здесь лидировали, да и общие результаты были лучше.

- На мокром асфальте слегка не хватает информативности – только по этой причине шины не смогли развить более высокую скорость.

Общая оценка: 911,3 балла. Настоятельно рекомендуется.

Yokohama A539

Yokohama_A539

+ А539 – шины спортивной ориентации. Вот на чем получите максимум удовольствия от активной езды!

+ Несколько экономичней, чем «Тойо».

+ Великолепная управляемость и отменная курсовая устойчивость. Переставку» на сухом асфальте «Калина» выполняет просто отлично!

+ Тормоза на сухом, пожалуй, наилучшие. Примечательно, что любой способ торможения дает отличный результат.

- Лишены комфорта – очень жестко, тряско и шумно.

Общая оценка: 908,8 балла. Настоятельно рекомендуется.

Toyo Proxes CF 1

Toyo_Proxes_CF_1

+ В отличие от «Бриджстоуна», эти «японцы» переступили порог 900 баллов – отличный результат для бренда «второй линии».

+ Управляемость хороша и стабильна на любом покрытии.

+ Тормоза на мокром даже чуть лучше, чем на сухом (на «переставке» тот же расклад), да и разброс при разных способах торможения меньше, чем у «Бриджстоуна».

- По топливной экономичности «Тойо» – середнячок, а по комфорту похож на «Клебер» («японец» показался более тихим).

+ Лучшие тормоза на мокром при заблокированных колесах, очень хороши на любом покрытии при торможении на грани, управляемость – хорошая и стабильная на любом покрытии.

- На грунтовку, как и на «Клебере», съезжать советуем лишь там, где нет крутых подъемов и влажности.

Общая оценка: 903,3 балла. Настоятельно рекомендуется.

Bridgestone Turanza GR-80

Bridgestone_Turanza_GR-80

+ Управляемость на сухом асфальте лучше, чем на мокром, где быстрый поворот руля чреват срывом колес.

+ Тормоза на сухом покрытии также ощутимо лучше, чем на влажном.

+ Одни из лучших в плане комфорта.

+ Очень прочные и не боятся дорожных ям и притираний к бордюрам.

- Самые прожорливые и самые тяжелые.

Общая оценка: 898,8 балла. Рекомендуется.

Kleber Dynaxer HP 2

Kleber_Dynaxer_HP_2

+ Управляемость без замечаний и предпочтений к покрытию – хороша и стабильна как на сухом, так и на мокром.

+ Тормоза эффективны только на грани юза. На сухом асфальте его грань чувствуется очень хорошо.

+ Высокие показатели экономичности.

- На шершавом покрытии досаждает низкая способность шин сглаживать мелкие неровности.

- На мокрой дороге покрышки срываются в юз довольно резко, вдобавок заметно проигрывают в тормозном пути ближайшим конкурентам.

Общая оценка: 882,2 балла. Рекомендуется.

Dunlop SP Sport 01

Dunlop_SP_Sport_01

+ На залитом водой асфальте «Калина» управляется лучше, нежели на влажном или сухом.

+ Комфорт вполне приличный, особенно плавность хода.

+ Эти шины не помогут установить рекорд в экономии топлива, но и не разорят повышенным расходом.

+ Тормоза на грани юза по сухому асфальту – самые лучшие, на мокром в этом же режиме тоже хороши.

- Движение по грунтовке возможно только в сухую погоду.

Общая оценка: 881,3 баллов.

Amtel Planet 2P

Amtel_Planet_2P

+ В топливной экономичности Амтел выиграл у всех конкуренток.

- Оценка шумности – посредственно.

- Управляемость на скромном уровне, скорость на «переставке» низкая, на любом покрытии автомобиль ведет себя «размазанно».

- Надежно тормозить, как и на «Каме», удается лишь на сухом асфальте, и только юзом. На мокрой дороге дистанцию лучше держать побольше, поскольку рассчитывать тормозной путь приходится с запасом.

- С асфальта съезжать можно только в сухую погоду.

Общая оценка: 855 баллов. Рекомендуется.

Kama Euro 224

Kama_Euro_224

+ Экономичность «Евро» – на среднем уровне.

+ К управляемости серьезных претензий нет.

+ По проходимости эти шины самые лучшие. Можно смело выезжать на грунтовку.

- Уровень комфорта недостаточен – шина жесткая и шумная.

- Тормоза хороши лишь на сухом асфальте, но только юзом. Экстренное торможение без блокировки дает весьма скромный результат.

Общая оценка: 842,4 балла. Все еще рекомендуется.

Rosava BC-49

Rosava_BC-49

+ Уровень комфорта заметно лучше, чем у «Таганки».

- Тормоза эффективны лишь при блокировке колес.

- Сэкономить топливо на этих шинах не удастся – расход великоват.

- На сухом асфальте замедленная реакция на поворот руля, а на мокром его приходится поворачивать очень плавно, иначе рискуете потерять сцепление с дорогой.

- Оценки управляемости самые низкие.

Общая оценка: 804,5 балла. Условно рекомендуется.

Taganca M-238 Leader

Taganca_M-238_Leader

+ Показала лишь неплохую топливную экономичность.

- С комфортом ситуация противоречивая – плавность хода почти хорошая, зато шум самый сильный, как от зимних шипованных шин.

- Управляемость терпима лишь на сухом асфальте, на мокром «Калина» неожиданно срывается в глубокий занос, с которым справится только хорошо подготовленный водитель.

- Особенность этих шин – резкое падение сцепных свойств на мокром покрытии.

- С асфальта стоит съезжать с оглядкой – «Лидер» может сорваться в пробуксовку даже на сухой грунтовке.

Общая оценка: 800 баллов. Условно рекомендуется.

Таблица оценок

tab6

tab1 tab2 tab3
tab4 tab5

Журнал "За рулем", март 2006г.
автор: Сергей МИШИН. Вместе с автором испытания проводили Антон АНАНЬЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.