Полный зимний привод

VolvoXC90Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - ноябрь 2005г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ

Еще десять лет назад выбора не было. В 1995 году, готовясь к поездке в Финляндию для проведения тестов зимних шин, мы решили переобуть редакционный Land Rover Discovery: едем-то за Полярный круг, а потому неплохо бы поставить шипованные шины. Обзвонили дилеров — и выяснили, что в продаже имеется только одна модель шипованных шин для нашего внедорожника — Nokian Hakkapeliitta 10. Покупкой мы были довольны. Вплоть до того момента, когда немецкие пограничники (из Финляндии мы отправились в Германию) предложили нам либо купить новые шины, либо, вооружившись отверткой, выколупывать шипы из наших практически новых покрышек, прошедших от силы три-четыре тысячи километров… Так мы узнали, что применение шипованных шин в Германии, равно как и в большинстве других европейских стран (исключение сейчас составляют лишь скандинавские государства), запрещено. Попутно убедились, что шипы в шинах Nokian закреплены на совесть — проковырялись мы на границе часа три… Но все это — к слову о том, что выбор зимних шин для внедорожников стал гораздо шире. Для нынешнего теста, который, кстати, тоже проходил в Финляндии, мы отобрали девять различных моделей шин размерности 235/65 R17.

МНОГИЕ владельцы полноприводных автомобилей игнорируют сезонную смену шин, уповая на то, что полный привод вывезет и на скользкой дороге. Действительно, вероятность застрять в снегу на полноприводном автомобиле, пусть даже на летних шинах, гораздо ниже, чем на машине с приводом на передние или задние колеса. Но как быть с торможением? Тут уже «полнота» привода значения почти не имеет…

Но еще несколько лет назад владельцы внедорожников переобували свои машины в зимние шины крайне редко. Дело не в скупости: такие автомобили обычно комплектовались всесезонными шинами, и нанесенная на боковины маркировка M+S (mud+snow, «грязь+снег») была своего рода рекомендацией использовать эти покрышки круглый год. Они, конечно, обеспечивали определенный уровень сцепных свойств на скользких дорогах, но по большому счету по-настоящему хорошо не работали ни на асфальте, ни на снегу, ни на льду. До определенного момента это всех устраивало. Но росли мощности, увеличивались скорости, все более серьезные требования стали предъявляться к управляемости… И в результате универсальные шины перестали устраивать сначала производителей внедорожников, а затем и потребителей. Но просто расширить гамму размерностей шин для обычных легковых автомобилей производители не могли: покрышки для внедорожников должны выдерживать более высокие нагрузки, а значит, нужно вводить дополнительные слои корда, менять структуру боковин, а для всего этого необходимо специальное технологическое оборудование, которое еще предстоит разработать… Шинники раскачивались несколько лет! Возьмем, например, BMW X5 — автомобиль выпускается уже шестой год, а достойные зимние шины для него появились совсем недавно.

А как быть с бездорожьем, на которое по-настоящему не рассчитаны ни зимние, ни летние шины? А никак. Даже в России львиная доля импортных автомобилей сегмента SUV съезжает с твердого покрытия крайне редко. Поэтому испытания, которые проводили наши коллеги на финском полигоне Test World, ничем не отличаются от тестов легковых шин. Те же замеры на льду, на снегу, те же критерии субъективных оценок надежности управления. Отличие лишь в том, что если Volvo XC90 и оказывался за пределами расчищенной трассы, то, как правило, выбирался из снежного плена без посторонней помощи.

VolvoВ тестах приняли участие четыре комплекта шипованных шин и пять — нешипованных. Любопытно, но все шипованные модели — даже те, что появились в этом году, — нам хорошо знакомы. Точнее, знакомы рисунки протекторов — они заимствованы у легковых моделей. Так, шины Nokian Hakkapeliitta SUV словно срисованы с шин Hakkapeliitta 4, Pirelli Scorpion Carving — двойник модели Winter Carving, Continental 4X4 IceContact как две капли воды похожи на шины Gislaved Nord Frost 3, а Goodyear Ultra Grip 500 — это вылитые шины… Goodyear Ultra Grip 500.

В стане нешипованных шин подобного «плагиата» меньше: только шины Pirelli Scorpion Ice&Snow напоминают легковую модель SnowSport. Остальные шины оригинальные — это Bridgestone Blizzak LM-18, Nokian WR, Cooper Discoverer Sport HP и Hankook Ice Bear W300.

Откатав стандартную программу испытаний, эксперты перевели все результаты в баллы (по десятибалльной шкале: чем лучше результат, тем выше балл) и сложили их с учетом весомости тех или иных потребительских качеств. Приоритеты здесь такие: сцепные свойства и управляемость на льду (45%), на снегу (25%), на асфальте (15%), сопротивление слашплэнингу (10%), акустический комфорт (5%).

Volvo XC90Уверенную победу в нашем тесте одержала зимняя резина Continental 4X4 IceContact с «овальными» шипами. На втором месте шины Pirelli Scorpion Carving, на третьем — Nokian Hakkapeliitta SUV. В стане нешипованных шин первая тройка выглядит так: Pirelli Scorpion Ice&Snow, Bridgestone Blizzak LM-18, Hankook Ice Bear W300, причем разрывы между тремя моделями настолько малы — всего 0,1 балла! — что мы можем смело рекомендовать каждую из них. И лишь предостеречь от покупки шин Cooper Discoverer Sport HP: ездить на них зимой просто опасно.

Теперь несколько рекомендаций по использованию зимних шин на внедорожниках. Во-первых, размерность. Для одних и тех же автомобилей сегодня можно подобрать несколько вариантов. На зиму лучше ставить шины с меньшей шириной протектора (первое число в маркировке размерности), а профиль, «высота» шины (второе число в маркировке) пусть будет больше. Это позволит увереннее чувствовать себя на заснеженной дороге и на «слаше» — смеси воды и снега. Да и повредить на разбитых зимней непогодой дорогах высокопрофильные шины труднее, чем низкопрофильные. Во-вторых, выбирая шины, обращайте внимание на индекс грузоподъемности. Бывает, что шины подходят (или почти подходят) по размеру, но индекс грузоподъемности у них ниже рекомендованного заводом-изготовителем автомобиля. Использование таких шин на тяжелом внедорожнике может привести к их преждевременному разрушению. И, наконец, главный вопрос: шипованные или нешипованные? На наш взгляд, в России шипованные шины все же предпочтительнее нешипованных. Последние можно использовать только в крупных городах, да и то при условии, что за рулем — опытный водитель.

Continental Conti 4X4 IceContactContinental_Conti_4X4_IceContact

Страна-производитель Чехия
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Высота раб. части шипов 1,07—1,34 мм

По рисунку протектора шины Conti 4X4 IceContact — точная копия легковых шин Gislaved Nord Frost 3. Вооруженный «овальными» шипами, этот протектор великолепно работает на льду: по сравнению с ближайшими конкурентами шины Continental сокращают тормозной путь на четыре метра! И на кругу, и на трассе управляемости с ледяным покрытием — тоже лучший результат. На снегу сцепные свойства также хороши, правда, на трассе управляемости автомобиль не всегда точно следует за рулем.

Неплохо эти шины выступили и на мокром, и на сухом асфальте. Да и шума от них не много — если, конечно, сравнивать их с другими шипованными моделями.

Сonti 4X4 IceContact — прекрасные зимние шины, которые обеспечивают максимальную безопасность на скользкой дороге и уверенно работают на асфальте.

+ сцепные свойства на льду и на снегу
+ управляемость на льду
+ стабильность при движении по зимнему шоссе

- средний уровень сопротивления слашплэнингу

Общая оценка: 8,7

Pirelli Scorpion CarvingPirelli_Scorpion_Carving

Страна-производитель Великобритания
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,5 мм
Высота раб. части шипов 1,20—1,37 мм

Шипованные шины Pirelli для внедорожников появились только в прошлом году. Шины Scorpion Carving были созданы на основе технологий, обкатанных на легковых зимних шинах Pirelli Winter Carving. Но если «легковой» Carving в этом году занял в наших тестах шестое место ( см. АР №19, 2005), то «внедорожный» пропустил вперед только шины Continental.

Шины Scorpion Carving обеспечивают отменные сцепные свойства на льду в продольном направлении, но в поворотах уступают конкурентам. На снегу сцепные свойства сбалансированы лучше. Направленный рисунок протектора хорошо цепляется за укатанный снег, а при нулевой температуре эффективно отводит мокрый снег из пятна контакта.

Но на асфальте шины Pirelli плохо справляются с возросшими нагрузками: велик тормозной путь, а при выполнении «переставки» эксперты устали бороться с заносами задней оси.

+ сцепные свойства на льду и на снегу
+ управляемость на снегу

- управляемость на асфальте
- тормозные свойства на асфальте

Общая оценка: 8,5

Nokian Hakkapeliitta SUVNokian_Hakkapeliitta_SUV

Страна-производитель Финляндия
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,9 мм
Высота раб. части шипов 1,14—1,28 мм

Презентация новых шин Nokian Hakkapeliitta SUV была проведена в начале этого года на Дмитровском автополигоне. Любопытно, что шины были оснащены «квадратными» шипами, причем без четкой ориентации. «Они и в таком виде неплохо работают», — заверили нас представители компании Nokian Tyres. Но позже было принято решение использовать для ошиповки шин Hakkapeliitta SUV и «квадратные», и обычные «круглые» шипы. Не исключено, что это было ошибкой.

Сцепные свойства на льду оставляют желать лучшего: тормозной путь по сравнению с самым сильным конкурентом на 7,5 м больше! Правда, это не помешало шинам Nokian показать прекрасные результаты на трассе управляемости: идеальный баланс между заносом задней оси и сносом передней. Отменно машина вела себя и на снегу.

Но вот на асфальте мягкий протектор работает неважно. Да и на снежно-водяной каше шины Nokian всплывают довольно рано. Получается, что шины Nokian Hakkapeliitta SUV больше подходят для загородной езды.

+ сцепные свойства на снегу
+ управляемость на льду и на снегу

- сцепные свойства на асфальте
- низкое сопротивление слашплэнингу

Общая оценка: 8,3

Goodyear Ultra Grip 500Goodyear_Ultra_Grip_500

Страна-производитель Германия
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 10,1 мм
Высота раб. части шипов 1,20—1,32 мм

Шины Goodyear Ultra Grip 500 нам хорошо знакомы — они не раз принимали участие в «легковых» тестах. Во «внедорожном» амплуа шины Goodyear обеспечивают средний уровень сцепных свойств. На трассе ледяной управляемости автомобиль вяло реагирует на повороты руля, правда, не проваливается в глубокие скольжения. Но на снегу совладать с машиной непросто — задняя ось то и дело срывается в занос.

Еще сложнее удержать машину при выполнении «переставки» на асфальте — шины словно размазываются по дороге, не позволяя объехать препятствие на высокой скорости. При торможении на мокром асфальте тот же эффект — сильно расчлененные блоки протектора складываются: максимальный тормозной путь. И самый высокий уровень шума.

Для спокойной езды на Volvo XC90 шины Goodyear Ultra Grip 500, пожалуй, пойдут. Но покупать их для таких темпераментных автомобилей, как BMW X5 или Porsche Cayenne, мы бы не рекомендовали.

+ сцепные свойства на снегу
+ управляемость на льду

- сцепные свойства на асфальте
- высокий уровень шума

Общая оценка: 7,9

Pirelli Scorpion Ice&SnowPirelli_Scorpion_Ice&Snow

Страна-производитель Великобритания
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости Н (210 км/ч)
Глубина рисунка протектора 10,5 мм

Успешное выступление в нашем тесте нешипованных шин Pirelli стало сенсацией. Всегда считалось, что итальянцы способны делать хорошие зимние шины для мягкого климата Центральной Европы, но на льду и на снегу они просто обязаны проигрывать скандинавским фрикционным шинам. Действительно, на асфальте шины Pirelli обеспечивают минимальный тормозной путь. Но, как выяснилось, они достойно ведут себя и на скользких покрытиях: неплохие результаты на льду, а на снегу эти шины оказались и вовсе лучшими среди нешипованных моделей.

По части управляемости все не так гладко. Если на льду особых проблем не возникало, то на снегу автомобиль слишком часто выскальзывал передней осью за пределы поворота.

Шины Pirelli Scorpion Ice&Snow — лучший выбор для тех, кто решил зимой ездить без шипов. Особенно хороши эти шины в условиях городской эксплуатации.

+ сцепные свойства на снегу
+ сцепные свойства на асфальте

- невысокая надежность управления на снегу

Общая оценка: 7,6

Bridgestone Blizzak LM-18Bridgestone_Blizzak_LM-18

Страна-производитель Япония
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости Н (210 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,8 мм

Японские нешипованные (фрикционные) шины, несмотря на незамысловатый направленный рисунок протектора, приятно удивили сцепными свойствами на льду. Но если присмотреться к протектору внимательней — ничего удивительного: общая длина ламелей здесь больше, чем у шин Pirelli, к тому же сами ламели японских шин волнистые. При движении по льду они образуют десятки кромок, которые цепляются за микронеровности покрытия. Но в поперечном направлении протектор шин Bridgestone работает хуже: на трассе «ледяной» управляемости автомобиль часто срывался в глубокие скольжения.

На снегу шины Bridgestone обладают умеренными сцепными свойствами и в продольном, и в поперечном направлениях, обеспечивая пусть не самое быстрое, но спокойное и уверенное движение по извилистой трассе. А вот прямую автомобиль держит плохо — неоднородности покрытия заставляют постоянно подруливать. Зато это одни из самых тихих шин в тесте. А еще направленный рисунок протектора прекрасно справляется со снежно-водяной кашей. Мы можем смело рекомендовать шины Bridgestone Blizzak LM-18 не только для загородной, но и для городской езды.

+ сцепные свойства на льду в классе нешипованных шин
+ высокое сопротивление слашплэнингу

- управляемость на льду
- нестабильность при движении по зимней дороге

Общая оценка: 7,5

Hankook Icebear W300Hankook_Icebear_W300

Страна-производитель Южная Корея
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости V (240 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,8 мм

Зимние корейские шины из разряда экономичных в наших тестах всегда выполняли роль статистов. Оно и понятно — откуда в Корее снег? На этот раз шины Hankook выступили намного лучше. Современный асимметричный рисунок протектора со множеством ламелей прекрасно работает на льду и в продольном, и в поперечном направлениях.

На снегу сцепные свойства скромнее, чем у конкурентов. Volvo XC90 на этих шинах показал предпоследнее время на разгоне и такой же результат на трассе управляемости. Автомобиль на корейских шинах плохо слушается руля, то и дело отправляясь в скольжения. Плохо контролируемые скольжения. В общем, удовольствия от быстрой езды по трассе получить не удалось.

Зато в ванне, заполненной мокрым снегом, Volvo XC90 на шинах Hankook сохранял контакт с дорогой так же надежно, как и на шинах Bridgestone. И вообще, по характеру поведения корейские шины во многом напоминают японские — в ряде испытаний они занимают соседние строчки протоколов. Ничего удивительного, что в итоговом рейтинге шины Hankook отстали от шин Bridgestone всего на 0,1 балла.

+ сцепные свойства на льду в классе нешипованных шин
+ высокое сопротивление слашплэнингу

- управляемость на снегу
- нестабильность при движении по зимней дороге

Общая оценка: 7,4

Nokian WRNokian_WR

Страна-производитель Финляндия
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости V (240 км/ч)
Глубина рисунка протектора 10,3 мм

Шины Nokian WR явно создавались для мягкой, центральноевропейской зимы. На это указывает и индекс скорости — до 240 км/ч! Неудивительно, что и баланс потребительских качеств смещен в сторону асфальта: тормозной путь на мокром асфальте невелик, машина хорошо ведет себя на «переставке», да и акустический комфорт на высоте.

Но сцепные свойства на льду оставляют желать лучшего: на счету этих шин максимальный тормозной путь и максимальное время разгона на ледяном динамометрическом треке. Извилистую трассу управляемости автомобиль преодолевает неуверенно, то и дело срываясь в скольжения и заставляя водителя постоянно находиться в напряжении.

На снегу шины Nokian WR работают лучше: минимальный тормозной путь в классе нешипованных шин.

Шины для города? Да, но с небольшой натяжкой: шины Nokian WR обладают недостаточным сопротивлением слашплэнингу.

+ сцепные свойства на снегу
+ отсутствие шума при качении

- сцепные свойства на льду
- недостаточная стабильность при движении по зимней дороге

Общая оценка: 7,0

Cooper Discoverer Sport HPCooper_Discoverer_Sport_HP

Страна-производитель США
Размерность 235/65 R17
Индекс скорости H (210 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,9 мм

Шины Cooper зимними не являются, и потому в нашем тесте они выполняли роль «печки» — на их фоне очень хорошо проявлялись преимущества настоящих зимних шин. Мало того, Сooper Discoverer Sport HP даже не всесезонные, а обычные летние шины, причем не самого высокого качества: например, при торможении на мокром асфальте они проиграли настоящим зимним шинам Pirelli. Хотя на «переставке» шины Cooper выступили достойно — на них Volvo XC90 без труда объезжает препятствие. Но на кругу и на трассах управляемости автомобиль вел себя, как корова на льду — колеса срываются в пробуксовку при малейшем изменении подачи топлива.

На снегу — еще хуже.

Результат — огромный проигрыш в сцепных свойствах. На трассе управляемости отставание от ближайшего конкурента составило 20 секунд. Пропасть! За надежность управления на зимних покрытиях шины Cooper получили минимальные баллы. Кроме того, они раньше других всплывают на снежно-водяной каше.

Шины Cooper нельзя использовать в качестве зимних.

+ управляемость на асфальте
+ сцепные свойства на асфальте

- крайне слабые сцепные свойства на скользких покрытиях
- управляемость на льду и на снегу
- низкое сопротивление слашплэнингу

Общая оценка: 5,4

Результаты замеров на льду, снегу и мокром асфальте

tabl01 tabl02

Субъективные оценки экспертов

tabl03