Мягче или жестче - импортные зимние шины (сентябрь 2008г.)

 Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - сентябрь 2008г.
Материалы подготовил: Олег Растегаев


Гляньте на градусник: если температура опустилась ниже семи, самое время сменить летние шины на зимние. На какие именно? Посмотрим на результаты очередного теста импортных зимних шин, проведенного на финском полигоне Test World. В этом году в испытаниях приняли участие 17 комплектов зимних шин размерности 205/55 R16.

Глобальное потепление, которое чуть было не сорвало наши «домашние» испытания (отчет о них был опубликован в АР №17, 2008), повлияло и на программу тестов в Финляндии. В этом году было решено больше внимания уделить «асфальтовым» качествам шин — даже за Полярным кругом, где и расположен полигон Test World, автомобили все чаще ездят по асфальту. Что уж говорить о крупных городах России!

Изменилась и методика испытаний — замеры времени на извилистых трассах управляемости уступили место имитации аварийной ситуации на разных видах покрытий.

Как обычно, в заполярном тесте приняли участие как шипованные, так и нешипованные модели. Если говорить о новинках, то в «шипах» в этом году застой — все ведушие производители были представлены уже знакомыми нам моделями: это Nokian Hakkapeliitta 5, Michelin X-Ice North, Continental ContiWinterViking 2, Gislaved Nord Frost 5, Goodyear Ultra Grip Extreme, Pirelli Winter Carving Edge, Barum Norpolaris. Даже китайские шины Kingstar W411 — не в диковинку: в прошлом году мы на них уже ездили. И только фирма Vredestein, переживающая очередную смену владельца (компания Amtel-Vredestein сейчас фактически переходит в собственность российской корпорации Сибур), представила новые шипованные шины Arctrac.

Зато год выдался урожайным на шины без шипов: Michelin представил шины X-Ice второго поколения, Continental — шины ContiVikingContact 5 и Gislaved Soft Frost 3, а фирма Nokian — модель Hakkapeliita с индексом R. Новинка из числа темных лошадок — тайские шины Federal Himalaya WS1. Кроме этих пяти моделей в тесте приняли участие нешипованные шины Vredestein Nord-Trac и Yokohama Ice Guard 20. Все эти модели относятся к разряду так называемых скандинавских шин — с мягким протектором, рассчитанным на суровые зимние условия. Но, принимая во внимание потепление, в состав участников были включены и шины для центральноевропейской зимы — Continental ContiWinterContact TS 810.

Потепление потеплением, но начнем мы испытания с тестов на льду — благо озера в Заполярье пока замерзают, создавая почти идеальные условия для испытаний. А в полной мере идеальными их делают специалисты полигона Test World — накануне тестов выпускают на лед машину, которая, смачивая поверхность водой, делает ее идеально гладкой.

На каждом комплекте шин выполняется минимум 16 разгонов и 16 торможений. Измерительный комплекс V-Box c GPS-антеной фиксирует и время разгона, и тормозной путь автомобиля. Потом полученные данные усредняются и корректируются с учетом результатов периодических заездов на «базовых» шинах — это помогает учитывать изменение покрытия.

Какие шины предпочтительнее на льду? Конечно, шипованные: даже самые передовые технологии «фрикционных» шин не могут пока соперничать с шипами. Так, разница тормозного пути лучших шипованных шин и лучших моделей без шипов составила 10 метров!

Затем на извилистой ледовой трассе эксперты оценивают, как автомобиль ведет себя на грани скольжений, насколько хорошо чувствуется эта грань, как резко он срывается в заносы. Сначала с включенной ESP, затем система отключается. В конце каждого заезда выставляют оценки по десятибалльной шкале, причем названий шин сидящие за рулем эксперты не знают: для них это комплект №1, №2, №3… И только после окончания испытаний механики «расшифруют» номера.

Теперь — маневр «Объезд препятствия с торможением». Естественно, с АБС. Ведь главное достоинство АБС — как раз в том, что система позволяет совмещать экстренное торможение с маневрированием, и если на пути неожиданно появится препятствие (зазевавшийся пешеход, собака, олень, выезжающий из подворотни трактор), можно и нужно тормозить «в пол», но при этом еще и пытаться отвернуть в сторону.

На широком ледяном треке водитель разгоняет автомобиль до 80 км/ч, резко поворачивает руль на 1800 — и одновременно утапливает педаль тормоза «в пол». Audi уходит в сторону, аппаратура по координатам GPS фиксирует расстояние (проекцию траектории движения на продольную линию), необходимое автомобилю для перестроения на четыре метра в сторону. Как при этом ведет себя машина — не важно: в данном случае она представляет собой точку в координатной сетке. Но чем лучше сцепные свойства шин (не только в продольном, но и в поперечном направлении), тем быстрее «точка» уйдет от препятствия — тем, соответственно, меньше (и лучше!) зачетная дистанция.

Проще всего уйти от столкновения на шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 5, сложнее всего — на тайских покрышках Federal Himalaya WS1, на которых, чтобы сместиться на те же четыре метра в сторону, нужно иметь в запасе еще 12 метров до препятствия! А если их нет?

Покончив со льдом, повторяем тот же цикл испытаний на снегу. Здесь результаты шин с шипами и без уже перемешаны — ведь на снегу шипы перестают играть решающее значение: куда важнее рисунок протектора и состав резиновой смеси. У кого они лучше — судите сами по приведенным в таблицах цифрам.

После окончания зимней части испытаний, в рамках которой эксперты оценили еще и устойчивость автомобиля при движении по зимней дороге, и сопротивление слашпленингу (описание методики этих испытаний — в АР №19, 2007), переезжаем на асфальт. А точнее — на асфальтовые трассы полигона компании Nokian Tyres, расположенного уже на юге Финляндии, неподалеку от города Тампере. Здесь повторяем весь цикл испытаний (за исключением разгона), но уже на мокром асфальте, — и видим, что фавориты зимних испытаний меняются местами с аутсайдерами. «Центральноевропейские» шины ContiWinterContact TS 810 со своим более жестким протектором, уступив конкурентам на льду, выходят на первые места на асфальте. И на мокром, и на сухом покрытии они выигрывают у мягких «скандинавских» шин. Это делает «умеренные» шины привлекательными для эксплуатации в крупных городах, где зимой автомобили чаще всего ездят по асфальту. А попутно был развеян еще один миф — что, дескать, шипованные шины на асфальте однозначно хуже нешипованных. Это правило работает только применительно к «центральноевропейским» зимним шинам ContiWinterContact TS 810 и им подобным. А мягкие «скандинавские» модели без шипов проигрывают на асфальте своим шипованным собратьям! И это легко объяснить: при вылете шипов 1,2 мм шина опирается вовсе не на шипы, а на резину протектора, которая у шипованных покрышек, как правило, жестче, чем у нешипованных. Поэтому даже после увеличения количества и весомости «асфальтовых» упражнений в нашем рейтинге первые семь мест занимают шипованные модели. А победу в тесте, как и год назад, празднуют финские шины Nokian Hakkapeliitta 5.

В зачете шин без шипов явного фаворита нет: по очкам победили шины Continental ContiVikingContact 5, но их отрыв от конкурентов мизерный. Остальные новинки сезона — Michelin X-Ice 2, Nokian Hakkapeliitta R и Gislaved Soft Frost 3 — тоже заслуживают самых лучших рекомендаций. А вот шинам из Китая или Тайваня мы таких рекомендаций дать пока не можем.

Результаты испытаний

Nokian Hakkapeliitta 5

Nokian Hakkapeliitta 5

+ На снежно-водяной каше шины Hakkapeliitta 5 тоже работают отменно.

+ И на льду, и на снегу покрышки демонстрируют прекрасные сцепные свойства.

+ Реакции на управление точны, срывы в скольжения плавны и предсказуемы. На трассах управляемости шины делают автомобиль не только быстрым, но и простым и понятным в управлении.

- На асфальте мягкий протектор не выдерживает нагрузок. Автомобиль плохо тормозит и неохотно меняет направление движения в критической ситуации.

Общий результат: 8,7 баллов. Рекомендуется.

Michelin X-Ice North

Michelin X-Ice North

+ На трассе управляемости спокойные реакции автомобиля нивелируют ошибки водителя.

+ Шины отменно работают на снегу.

+ С мокрым снегом направленный протектор справляется легко: здесь Michelin X-Ice North ничуть не хуже финских шин Nokian Hakkapeliitta 5.

+ На чистом асфальте ситуация даже лучше — тормозной путь меньше, да и препятствие в критической ситуации объехать проще.

+ Шины Michelin традиционно демонстрируют низкое сопротивление качению — среди шипованных шин они обеспечивают минимальный расход топлива.

- Достаточно высокий уровень шумности.

Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется.

Vredestein Arctrac

Vredestein Arctrac

+ При небольшом количестве мелких прорезей-ламелей в теле протектора шины достойно выступили и на снегу, и на льду.

+ Особенно удалась «переставка» на льду — тормозить и увернуться от препятствия в торможении не сложнее, чем на покрышках Nokian.

+ На трассах управляемости шины Vredestein наделяют автомобиль быстрыми, порой даже спортивными реакциями.

+ На асфальте Vredestein — безоговорочный лидер в своем классе. Торможение, объезд препятствия, управляемость на сухом и на мокром асфальте — во всем эти шины оказались предпочтительнее шипованных собратьев.

- На снегу при возросшей скорости движения управлять автомобилем уже сложно: даже опытные эксперты не всегда успевали корректировать резкие заносы, в которые проваливался Audi после сброза газа.

- Повышенный уровень расхода топлива.

Общий результат: 8,4 балла. Рекомендуется.

Continental ContiWinterViking 2

Continental ContiWinterViking 2

+ На льду прямоугольные или, как их величает производитель, «бриллиантовые», шипы обеспечивают отличные сцепные свойства.

+ «Зимняя» управляемость автомобиля на шинах Continental нареканий не вызывает.

+ На сухом асфальте шины Continental обеспечивают надежное управление и в штатных, и в аварийных ситуациях.

- При разгоне и торможении на снегу шины работают чуть хуже.

- На шинах ContiWinterViking 2 автомобиль заметно рыскает на колеях. Да и на снежно-водяной каше «всплывает» рановато.

Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется.

Goodyear Ultra Grip Extreme

Goodyear Ultra Grip Extreme

+ Шины Goodyear Ultra Grip Extreme продемонстрировали высокие сцепные свойства на льду — особенно радует минимальный тормозной путь.

+ В модели используются шипы, которые установлены таким образом, чтобы оказывать повышенное давление на опорную поверхность.

- Сопротивление слашпленингу, устойчивость на зимней дороге — здесь ничего выдающегося. По результатам тестов на асфальте шины занимают средние строчки протоколов.

- На снегу, где вся надежда на рисунок протектора и состав резиновой смеси, шины Goodyear отстают от конкурентов.

- Управляемость на скользких покрытиях — на среднем уровне: обутый в шины Goodyear автомобиль демонстрирует спокойные реакции и недостаточную поворачиваемость.

Общий результат: 8,3 балла. Рекомендуется.

Pirelli Winter Carving Edge

Pirelli Winter Carving Edge

+ Шины Pirelli Winter Carving Edge продемонстрировали выдающиеся результаты на льду: второе место по тормозному пути и лучшее время разгона.

+ Эксперты выставили этим шинам высший бал за управляемость.

+ На снегу продольные сцепные свойства также хороши.

- Шины Pirelli смещают баланс настроек шасси в сторону избыточной поворачиваемости.

- Специалисты отметили повышенный уровень акустических шумов.

Общий результат: 8,2 балла. Рекомендуется.

Gislaved Nord Frost 5

Gislaved Nord Frost 5

+ Приемлемые показатели разгона и торможения на заледенелой дороге.

+ На асфальте и сцепные свойства, и показатели управляемости тревоги не вызывают — все на среднем уровне.

+ Акустический комфорт оказался выше среднего: среди шипованных аналогов шины Gislaved Nord Frost 5 — самые тихие.

- На ледовой трассе управляемости эксперты подвергли поведение автомобиля жесткой критике: заносы были неожиданно резкими.

- В колее автомобиль на шинах Gislaved ведет себя нестабильно — плохо держит прямую и рыскает.

Общий результат: 7,9 баллов. Все еще рекомендуется.

Continental ContiVikingContact 5

Continental ContiVikingContact 5

+ На льду автомобиль уверенно разгоняется, хорошо тормозит и лучше, чем на других нешипованных покрышках, уходит от препятствия.

+ На трассе управляемости скольжения начинаются плавно, что позволяет лучше рассчитывать траекторию и вовремя исправлять ошибки.

+ На снегу Викинги тоже в числе лидеров.

- В испытаниях на снежной трассе управляемости эксперты отметили небольшую склонность автомобиля к заносу.

- На асфальте шины ContiVikingContact 5 работают с трудом — особенно на мокром покрытии, где на их счету максимальный тормозной путь. И на повороты руля автомобиль реагирует лениво.

Общий результат: 7,8 баллов. Все еще рекомендуется.

Michelin X-Ice 2

Michelin X-Ice 2

+ На льду — минимальный тормозной путь среди шин без шипов, на снегу — тоже, но уже «в абсолюте»!

+ Особо стоит отметить достижения шин Michelin X-Ice 2 на асфальте — и по cцепным свойствам, и по управляемости они предпочтительнее большинства нешипованных конкурентов.

+ Шины Michelin X-Ice 2 демонстрируют хороший баланс между сцепными свойствами на скользкой дороге и на асфальте.

+ Шины Michelin имеют минимальное сопротивление качению.

- В поперечном направлении шины Michelin работают чуть хуже — на льду автомобиль с запаздываниями и не всегда точно реагирует на действие рулем.

Общий результат: 7,7 баллов. Все еще рекомендуется.

Nokian Hakkapeliitta R

Nokian Hakkapeliitta R

+ На льду новые шины Nokian работают отменно: минимальный тормозной путь и лучшее время разгона в классе нешипованных шин.

+ На трассе управляемости эти шины наделяют автомобиль мягкими, хорошо предсказуемыми реакциями на грани скольжений и за этой гранью.

+ Замеры подтверждают, что сопротивление качению действительно низкое.

+ На снегу изрезанный множеством ламелей направленный протектор также эффективен — особенно при разгоне, где на счету шин Hakkapeliitta R абсолютно лучшее время.

- На асфальте эти шины сдают позиции. Мягкий протектор плохо работает при интенсивном торможении и «аварийном» объезде препятствия.

Общий результат: 7,7 баллов. Все еще рекомендуется.

Gislaved Soft Frost 3

Gislaved Soft Frost 3

+ Шины неплохо работают на льду, помогая сохранять контроль над автомобилем в любых ситуациях.

+ На снегу результаты еще лучше: минимальный тормозной путь в абсолютном зачете и достойные цифры при разгоне и объезде препятствия.

+ На мокром покрытии покрышки заметно превосходят «мягких» одноклассников при торможении.

- На трассе управляемости отмечена легкая склонность к заносу.

- На сухом асфальте шины Gislaved демонстрируют умеренные сцепные свойства.

Общий результат: 7,6 баллов. Все еще рекомендуется.

Barum Norpolaris

Barum Norpolaris

+ Одни из самых недорогих покрышек, участвовавших в тесте.

+ На мокром асфальте шины Barum хорошо тормозят, позволяют уверенно объезжать препятствия.

- Сопротивление слашпленингу оставляет желать лучшего, не хватает стабильности при движении по дороге с колеями.

- На льду автомобиль плохо разгоняется, неуверенно тормозит.

- Почти во всех тестах изделия занимают предпоследнее место в шипованном классе, опережая лишь китайские покрышки Kingstar W411.

Общий результат: 7,4 балла. Все еще рекомендуется.

Continental ContiWinterContact TS 810

Continental ContiWinterContact TS 810

+ На снегу результаты достаточно неплохие — здесь эти шины даже предпочтительнее некоторых моделей с шипами.

+ Стоит отметить и высокую стабильность при движении по зимней дороге — автомобиль меньше всего реагирует на колеи и неровности покрытия.

+ При движении по сухому и мокрому асфальту автомобиль с шинами ContiWinterContact TS 810 тормозит и управляется почти как на летних покрышках.

- В ледяных тестах эти покрышки занимают последние места — жесткий протектор с относительно небольшим количеством ламелей хуже цепляется за голый лед.

- Низкое сопротивление слашпленингу.

Общий результат: 7,4 балла. Все еще рекомендуется.

Vredestein Nord-Trac

Vredestein Nord-Trac

+ По трассе управляемости вести автомобиль на шинах Vredestein не сложнее, чем на шинах ContiVikingContact 5.

+ Средние сцепные свойства и управляемость на снегу.

- На сухом асфальте автомобиль плохо тормозит, неуверенно объезжает препятствие, резко срывается в занос.

- На льду шины демонстрируют весьма скромные сцепные свойства: тормозной путь более чем на пять метров длиннее, чем у лидера класса.

- Стабильность при движении по зимней дороге оставляет желать лучшего — автомобиль сильно рыскает на колеях.

Общий результат: 7,3 балла. Все еще рекомендуется.

Yokohama Ice Guard 20

Yokohama Ice Guard 20

+ Благодаря мягкой пористой резине протектора, японские шины демонстрируют неплохие продольные сцепные свойства на льду.

+ Отмечена достаточно низкая сопротивляемость качению, что способствует экономии топлива.

- Покрышки отстают от конкурентов на трассах управляемости: автомобиль резко, без предупреждения срывается в скольжения, контролировать которые сложно даже опытному эксперту.

- С управляемостью на асфальте ситуация не самая лучшая — слишком медленные, «размазанные» реакции мешают вести автомобиль по траектории.

Общий результат: 7,3 балла. Все еще рекомендуется.

Federal Himalaya WS1

Federal Himalaya WS1

+ Доступная стоимость комплекта шин.

+ По ездовым характеристикам на льду эти шины сопоставимы с популярной и достаточно успешной моделью ContiWinterContact TS 810.

- Такая резина вряд ли подойдет для любителей динамичной и спортивной езды по скользким зимним дорогам.

Общий результат: 6,6 баллов. Условно рекомендуется.