Шиповки для авто: виды, особенности и популярные модели

Шины-шиповки достаточно популярны среди автомобилистов, несмотря на регулярные споры о выборе между фрикционной и шипованной резиной. Такие покрышки зачастую становятся незаменимыми, особенно в регионах с экстремальными климатическими условиями, где часто бывает гололедица, сильные снегопады и морозы. Благодаря наличию металлических шипов противоскольжения, шиповки демонстрируют несравненные характеристики при езде по льду и скользкому укатанному снегу. В таких условиях они обеспечивают безопасное и уверенное торможение, высокую устойчивость к заносам и отличную тягу при разгоне. Подробнее об особенностях и разновидностях шипованных шин читайте в нашей статье.

ship

Какие бывают виды шипов

Первые шипованные покрышки появились еще в 1934 году, когда компания Nokian представила шиповки собственного производства. С тех пор производители автошин проделали колоссальную работу в области совершенствования этой технологии. Было создано множество различных видов шипов противоскольжения, которые отличаются между собой по многим параметрам: форме, способу крепления, материалу, сроку службы и др.

Классификация по материалу

Шипы, используемые в зимних шинах, могут изготавливаться из различных материалов:

  • Сталь. Этот металл использовался в самых ранних версиях шипов противоскольжения. Преимуществом стальной ошиповки является ее простота, дешевизна и относительно высокая надежность. Но поскольку сталь имеет довольно большую плотность (в три раза больше, чем у алюминия), то такая ошиповка значительно утяжеляет шины и усложняет процедуру их балансировки. Кроме того, стальные фланцы и наконечники подвергаются коррозии из-за частого воздействия снега, талой воды и дорожных антигололедных реагентов.
  • Алюминий. Алюминиевые шипы, наряду с двухсплавными, являются самыми распространенными. В отличие от стальных, они неуязвимы к коррозии и имеют значительно меньший вес. Поэтому при выпадении шипов балансировка колес нарушается в гораздо меньшей степени, чем при частичной потере стальной ошиповки.
  • Пластик. Пластиковые шипы применяются крайне редко из-за их недолговечности. Изначально они создавались для ошиповки зимних покрышек для стран, где действуют жесткие ограничения на массу шипов.
  • Резина. Этот материал, как правило, используют не в самих шипах, а в упругих оболочках, с помощью которых они крепятся в посадочных отверстиях. Использование резиновых обойм позволяет придать шипам необходимую подвижность, позволяя им наклоняться под нужным углом или утапливаться вглубь протектора при езде по чистому асфальту, когда в шиповке нет необходимости.
  • Двойные сплавы. В таких шипах применяются твердосплавные наконечники (например, вольфрамовые), а их корпуса изготавливаются из более мягких сплавов (чаще всего из алюминия). Они сочетают в себе высокую надежность, отличные сцепные свойства, устойчивость к затуплению наконечников, а также относительно небольшой вес.

shipy-zimnih-shin

Классификация по форме

Геометрия наконечников, которые непосредственно взаимодействуют со скользкой дорогой, напрямую влияет на сцепные характеристики шипов. По этому критерию они делятся на несколько видов:

  • Круглые. Шипы с круглыми наконечниками часто используются в шинах бюджетного уровня. Они просты в изготовлении, но по сцепным качествам заметно уступают аналогам, в которых используется более сложная геометрия с острыми гранями.
  • Четырехгранные. Такие шипы обеспечивают уверенный контакт со скользкими поверхностями и намного лучше врезаются в ледяную корку, чем круглые. Они особенно эффективны при маневрировании на льду и укатанном снегу. В таких условиях четырехгранные наконечники отлично защищают от боковых заносов.
  • Овальные. По сравнению с круглыми шипами, такие элементы имеют увеличенную площадь контакта с дорогой, что положительно влияет на их сцепные свойства.
  • Бриллиантовые. Зимние покрышки с шипами, в которых применяются наконечники в форме бриллиантов, имеются в ассортименте шипованных шин Gislaved. Пятигранная форма обеспечивает великолепное сцепление со льдом, но при этом наконечники достаточно быстро затупляются и обретают форму, близкую к овальной.
  • Ромбовидно-шестигранные. Шипы такой формы были разработаны и запатентованы финской шинной компанией Nokian. Они применяются в флагманских моделях зимних покрышек Hakkapeliitta, которые неоднократно побеждали в различных тестах, во многом благодаря фирменной ошиповке.
  • Семигранные. Шиповки этого типа выпускаются итальянской шинной компанией Pirelli. Сложная семигранная форма наконечников обеспечивает более эффективный контакт со льдом и укатанным снегом, чем большинство других разновидностей шипов.
  • Трехлучевые.Такая форма наконечников способствует уверенному сцеплению шин с заледеневшими поверхностями, но грани трехлучевых шипов довольно часто скалываются, из-за чего они становятся менее эффективными.
  • Трапецеидальные. Шипы в форме трапеции разработаны и запатентованы американской шинной корпорацией Goodyear. Помимо отличных сцепных характеристик такая технология ошиповки обеспечивает надежную фиксацию шипов на протекторе, увеличивая их срок службы.
  • Крестообразные. В этих шипах наконечники состоят из четырех секций, расположенных в виде креста. Такая ошиповка очень эффективна на льду, но крестообразные грани подвержены быстрому стачиванию.
  • Треугольные. Этот тип наконечников используется относительно редко, но по качеству и сцепным свойствам значительно превосходит большинство других видов ошиповки.

Преимущества и недостатки шипованной резины

Зимние шипованные покрышки имеют неоспоримые преимущества перед фрикционными шинами:

  • Высокая управляемость и устойчивость на льду. По этим параметрам шинам-шиповкам нет равных. Лишь редкие образцы нешипованных шин премиум-класса могут сравниться с шипованной резиной по управляемости и устойчивости к заносам во время гололедицы. И хотя современные технологии позволяют фрикционным покрышкам конкурировать с шиповками, во многих случаях шипы становятся просто необходимыми.
  • Короткий тормозной путь на скользких дорогах. Если фрикционные покрышки тормозят за счет «липкой» резины, ламелей и остроугольных блоков, то в шиповках эти три фактора дополняются четвертым – шипами. Соответственно, шипованные автошины позволяют достичь более короткого тормозного пути на льду и скользком накатанном снегу.
  • Великолепная тяга при разгоне, буксировке и езде по наклонной дороге. Эффект от использования шиповок особенно заметен, когда автомобиль движется вверх по скользкой дороге с большим углом уклона. Несмотря на то, что шипованные шины тоже могут буксовать в таких условиях, с ними у водителя будет меньше шансов скатиться вниз по наклону и создать аварийную ситуацию.

Наряду с перечисленными достоинствами, автомобильные шиповки имеют некоторые недостатки. В большей мере они присущи бюджетным и среднеценовым моделям, тогда как в премиальных шипованных покрышках эти минусы либо менее выражены, либо полностью устранены. Во-первых, такие шины зачастую являются более шумными и издают характерный шелест при езде по чистому асфальту. Это влияет на комфортность вождения. Во-вторых, в дешевых покрышках с низкокачественной ошиповкой возможно преждевременное выпадение шипов. Это влечет за собой три последствия: разбалансировка колес, ухудшение сцепных свойств на льду и вероятность попадания выпавших шипов в стекла попутных или встречных автомобилей.

Что лучше – заводская шиповка или шины «под шип»

Некоторые модели зимних покрышек могут выпускаться с предустановленной заводской ошиповкой или с отверстиями для шипов. Первый вариант оптимален в случаях, если в регионе преобладает неблагоприятный климат, а в зимнее время дороги большую часть времени покрыты льдом или накатанным снегом. Шины «под шип» без заводской ошиповки фактически являются фрикционными. В таком виде они отлично подходят для умеренного или мягкого климата, где редко бывает гололед. Но при необходимости автовладелец может ошиповать такие шины в ближайшем шиномонтажном пункте, где предоставляются такие услуги. Это особенно актуально при резких изменениях климата или в ситуациях, когда планируются дальние поездки, связанные с пересечением нескольких климатических поясов. К примеру, необходимость в ошиповке может возникнуть, если автовладелец переезжает на новое место жительства из центральной или южной части страны в северный регион или отправляется туда в путешествие, либо в рабочих целях.

Нужно ли обкатывать шиповки

Чтобы избежать преждевременного выпадения шипов, новые шины следует обкатывать после покупки. В течение первых 300-500 км рекомендуется избегать резких разгонов, маневров и торможений, и придерживаться спокойного и размеренного стиля езды. Также стоит соблюдать некоторые скоростные ограничения и не разгоняться свыше 60-80 км/час. Важно избегать чрезмерных нагрузок, поскольку на заводе шипы вкручиваются в резину, но не полностью встают на свои места. В период обкатки происходит заточка шипов, а их наконечники и корпуса закрепляются в нужном положении под весом автомобиля.

ice-zero

Популярные модели шиповок для авто

Перечислим несколько моделей шипованных шин, которые пользуются популярностью среди автовладельцев:

Вы можете купить качественные шины-шиповки в нашем интернет-магазине. Выбирайте в каталоге подходящую модель по цене и размеру, добавляйте в корзину и оформляйте заказ.

Оставить отзыв о статье

Отзывы

Добавить свой отзыв

Оценка
Текст отзыва должен быть не менее 20 символов