Стоит ли экономить, покупая недорогие покрышки малоизвестных производителей? Тест летних шин. (март 2004г.)

Alfa_RoСтатья из журнала "АВТОРЕВЮ" - март 2004г.
Автор: Олег РАСТЕГАЕВ

Сегодня около 60 процентов мирового рынка автомобильных шин принадлежит «большой тройке» — компаниям Michelin, Bridgestone и Goodyear. Эти и другие киты шинной индустрии постепенно поглощают мелкие фирмы — за последние годы число шинных компаний в Европе сократилось со 111 до 83. Однако на рынке все еще остаются мелкие независимые игроки, которые, несмотря на жесткую конкуренцию, продолжают самостоятельно разрабатывать новые модели шин. Появляются и новые марки — дешевая продукция из Южной Кореи, Малайзии, Индонезии. Стоит ли экономить, покупая недорогие покрышки малоизвестных производителей? А если не экономить, то каким из проверенных марок отдать предпочтение?

На эти и другие вопросы мы попытались ответить в ходе очередных сравнительных испытаний летних шин.

В списке участников нашего шинного теста — тринадцать импортных моделей размерности 185/65 R15. Половина уже принимала участие в прошлогодних испытаниях — это Continental PremiumContact, Goodyear Eagle Ventura, Pirelli P6, Michelin Energy, Dunlop SP Sport 01 и Barum Bravuris. Остальные шины — дебютанты: Nokian NRHi, Marangoni Vanto, Firestone Firehawk TZ200, Vredestein Hi-Trac, Euromaster VH100, Toyo Roadpro R610, Champiro 65. В дополнительном представлении нуждаются разве что Euromaster (это новая торговая марка шин, которую в 2000 году вывела на рынок английская фирма Avon) и Champiro — шины из Индонезии, которые хорошо известны у себя на родине, а теперь появляются и в Европе.

Российских шин в списке нет — наши заводы не жалуют размерность 185/65 R15. Да и опыт прошлых лет показывает, что летние покрышки отечественного производства пока не могут конкурировать с импортными аналогами. Ведь программа испытаний предполагает ряд «мокрых» тестов, в которых наши шины сильно отстают от зарубежных. Одна из причин до обидного проста — отечественным заводам просто негде проводить натурные тесты. Например, оценить сопротивление аквапланированию нельзя даже на центральном автополигоне под Дмитровом — там нет специальных треков. Зато они есть в Финляндии, на территории полигона компании Nokian Tyres около города Нокия. Именно там в сентябре прошлого года и развернулись наши шинные баталии. «Агрегатоносителями» служили автомобили Alfa Romeo 147.

Кстати, а откуда в списке шин-участников появилась покрышка Nokian Hakkapeliitta Q? Это же зимняя нешипованная шина! Какой смысл сравнивать ее с летними моделями?

Смысл есть. На этом примере мы покажем, насколько опасно медлить с сезонной заменой шин и чем рискует тот, кто продолжает ездить весной по асфальту на зимних покрышках, которые за сезон уже порядком износились. Специально для этого вне зачета мы включили в тестовую программу комплект наполовину изношенных шин Nokian Hakkapeliitta Q — с остаточной глубиной протектора 3,5 мм.

alfaМетодика испытаний сложилась за несколько лет подобных «шинных» тестов. Как и прежде, основное внимание мы уделяем «мокрым» характеристикам шин — это длина тормозного пути на покрытом водой асфальте, сопротивление аквапланированию... Причина проста: именно на мокрой, скользкой дороге выше вероятность того, что вам придется мобилизовать все возможности шин, чтобы «выйти сухими из воды».

Аквапланирование — один из самых неприятных и опасных «влажных» эффектов. Как с ним бороться? Если автомобиль «всплыл», влетев в лужу, не нужно бить по педали тормоза, не нужно резко выворачивать руль. Лучше всего плавно сбросить газ, дождаться момента, когда колеса вновь обретут контакт с дорогой, — и только после этого тормозить или поворачивать.

В наших тестах мы действуем с точностью до наоборот — вызываем аквапланирование и фиксируем скорость начала «всплытия». Делается это так. Автомобиль въезжает на трек, залитый водой, водитель утапливает газ в пол — и Alfa начинает разгон до тех пор, пока протектор ведущих колес не перестанет справляться с отводом влаги из пятна контакта.

Как и год назад, наибольшую устойчивость к аквапланированию продемонстрировали шины Goodyear Eagle Ventura — потеря контакта произошла при 89 км/ч. Для сравнения — индонезийские покрышки Champiro «всплывают» уже при 79 км/ч. При испытаниях на сопротивление аквапланированию в повороте лидеры и аутсайдеры остались теми же, но разница между ними оказалась еще больше — 28 км/ч!

waterТормозные испытания — самая простая и в то же время самая важная часть тестовой программы. Что делает большинство водителей в экстремальной ситуации? Верно: бьет что есть силы по педали тормоза. До появления АБС это было грубой ошибкой — колеса блокировались, и автомобиль становился неуправляемым. Но на любой машине, оснащенной АБС, так и нужно поступать — для максимальной эффективности при торможении надо просто давить на педаль «в пол». В ходе наших тормозных тестов со скорости 80 км/ч лучшие результаты показали шины Nokian NRHi, а худшими были опять индонезийские покрышки Champiro.

Еще один «мокрый» тест — проверка предельных сцепных свойств в поперечном направлении. Автомобиль движется по кругу, постоянно наращивая скорость — до тех пор, пока шины не начнут соскальзывать наружу. В лидерах здесь Goodyear, в аутсайдерах — вновь Champiro.

Теперь — испытания на управляемость на извилистой трассе длиной около километра. expertsШины оценивают два эксперта, причем «вслепую» — испытателям не сообщают, который из комплектов установлен сейчас на автомобиле. В зачет идет не только время прохождения трассы, но и субъективная оценка надежности управления автомобилем. И если восемь комплектов показали примерно одинаковое время прохождения круга, то высшей оценки удостоились только шины Continental и Nokian. А покрышки Toyo и Champiro — вновь худшие: на них преодолевать извилистую трассу, залитую водой, сложнее всего.

Самое интересное, что это соотношение между лидерами и аутсайдерами осталось неизменным и при оценке управляемости на сухом асфальте. Причем «сухие» характеристики проходили проверку не только на кольцевой трассе, но и при выполнении «переставки» — имитации объезда неожиданно возникшего препятствия. И опять лучшие — это Continental и Nokian, а худшие — Toyo и Champiro.

Под занавес эксперты устроили всем комплектам пробег по дорогам общего пользования — для оценки шумности. Разница между большинством комплектов исчезающе мала, но Michelin все же чуть тише конкурентов, а Nokian и Champiro — чуть громче. А последняя стадия теста — лабораторные испытания, оценка сопротивления качению на стенде с беговым барабаном. Ведь чем лучше катятся шины, тем ниже будет расход топлива и чуть выше — максимальная скорость. Здесь первенствовали шины Michelin Energy, которые были названы так именно за способность сберегать энергию.

mountingВпрочем, на самом деле самыми невысокими потерями энергии при качении обладают... изношенные зимние шины Nokian Hakkapeliitta Q! Но посмотрите на результаты во всех остальных тестах — проигрыш по сравнению с летними шинами огромен. И это понятно: даже такие «породистые» зимние покрышки, как Hakkapeliitta Q, не предназначены для езды по асфальту, а полуизношенный протектор намного хуже сопротивляется аквапланированию. Вывод очевиден: как только с дорог сходит снег и лед, автомобиль нужно немедленно «переобувать» в летние шины.

В какие?

Для того, чтобы вывести финальный рейтинг участников теста, мы переводим все результаты в баллы (по десятибалльной шкале). Затем баллы суммируются с учетом весомости того или иного показателя — больший вес, с нашей точки зрения, имеют результаты «мокрых» тестов.

Бесспорные лидеры — Continental PremiumContact и Nokian NRHi: именно их мы рекомендуем по совокупности качеств. Шины Goodyear Eagle Ventura в очередной раз поразили своей стойкостью к аквапланированию, но на мокром асфальте они по-прежнему ведут себя лучше, чем посуху. Шины Pirelli, Michelin, Dunlop и Firestone продемонстрировали ровные и достойные характеристики — они лишь чуть-чуть отстали от лидеров. В эту же компанию попали и шины Vredestein, Marangoni и Barum — пусть они не столь престижны, однако на дороге легко могут поспорить с «грандами». То есть даже относительно недорогие шины «второй линии» (Barum) или новые модели мелких европейских фирм (Marangoni и Vredestein) теперь отличаются от именитых покрышек не намного, обеспечивая достойный уровень активной безопасности.

Но к выбору шин по-прежнему надо относиться внимательно. Пример — покрышки Toyo, Euromaster и Champiro, низкая цена которых не оправдывает невысоких характеристик.

Continental PemiumContact

Continental_PemiumContact

+ Шины Continental PremiumContact принимают участие в тестах Авторевю с 2000 года. В прошлом году они стали лучшими, да и сейчас пусть ненамного, но опередили своих конкурентов, поделив первую строчку итогового протокола с покрышками Nokian.

+ Асимметричный рисунок протектора хорошо справляется с отводом воды из пятна контакта — и на прямой, и в повороте шины всплывают довольно поздно.

+ Больше всего экспертов поразили характеристики управляемости: по мокрому и по сухому асфальту вести автомобиль — одно удовольствие. Alfa довольно быстро и предельно точно реагирует на управление, повороты проходит очень ровно, демонстрируя легкую недостаточную поворачиваемость.

+ Такие шины спокойно можно рекомендовать и новичкам, и опытным водителям.

- Не выявлено.

Общая оценка: 9,2 балла. Настоятельно рекомендуется.

Nokian NRHi

Nokian_NRHi

+ На сухом асфальте Alfa на шинах Nokian реагирует на управление мягко и плавно, что позволяет легко сохранять контроль над машиной при выполнении самых резких маневров.

+ На мокром покрытии экспертов поразили высокие сцепные свойства — в дождь финские покрышки буквально липнут к асфальту!

+ Проходить повороты в активном стиле — одно удовольствие: даже в глубоких скольжениях Nokian позволяет уверенно и безошибочно управлять машиной.

+ Асимметричный и направленный рисунок протектора хорошо противостоит аквапланированию, потери при качении невелики.

- Единственный минус — повышенная шумность.

Общая оценка: 9,2 балла. Настоятельно рекомендуется.

Goodyear Eagle Ventura

Goodyear_Eagle_Ventura

+ На сухом асфальте Alfa Romeo 147 на шинах Goodyear управляется неплохо, но без блеска.

+ «Дождевая» надежность управления заслужила более высокую оценку экспертов.

+ На мокром асфальте Alfa ведет себя спокойно, склонность к заносу менее заметна, а скольжения всегда предсказуемы.

- Автомобиль приобретает склонность к заносу — на выходе из резкого маневра он может «зависнуть» в скольжении задних колес.

Общая оценка: 9,0 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Pirelli P6

Pirelli_P6

+ На сухом асфальте Alfa реагирует на повороты руля быстро, но порой не совсем точно.

+ На мокрой трассе Alfa ведет себя спокойнее. И на грани, и за гранью скольжения реакции хорошо сбалансированы — водителю не составляет труда контролировать траекторию.

+ По длине «мокрого» тормозного пути шины Pirelli P6 — одни из лучших.

- Аквапланированию итальянские шины сопротивляются чуть хуже, чем лидеры теста, а потери при качении довольно велики.

Общая оценка: 8,8 баллов. Рекомендуется.

Michelin Energy

Michelin_Energy

+ На сухом асфальте шины наделяют автомобиль «прямолинейным» характером — Alfa 147 уверенно стоит на прямой, у руля есть четко выраженный «ноль».

+ Michelin даже при резком сбросе газа не позволяет задним колесам сорваться в занос.

- На входе в поворот преобладает снос передней оси — ощущение такое, что Alfa секунду думает, стоит выполнять команду водителя или нет.

- Если нужно объехать неожиданно возникшее препятствие, то вялость реакций не дает быстро выполнить маневр.

- На мокром асфальте характер управляемости похожий — мягкие реакции не располагают к быстрой, агрессивной езде.

- Устойчивость к аквапланированию оставляет желать лучшего — протектор плохо отводит воду из пятна контакта.

Общая оценка: 8,5 баллов. Рекомендуется.

Dunlop SP Sport 01

Dunlop_SP_Sport_01

+ На сухом асфальте Dunlop наделяет Альфу быстрыми и порой даже резкими откликами на управление — не зря в названии модели есть слово Sport!

+ Асимметричный рисунок протектора неплохо противостоит аквапланированию.

+ На мокром асфальте Dunlop располагает к острой езде на грани скольжений.

- При выполнении экстренных объездных маневров эта резкость требует от водителя быстрых и точных корректирующих действий рулем на опережение — иначе Альфу может «размотать».

Общая оценка: 8,5 баллов. Рекомендуется.

Marangoni Vanto

Marangoni_Vanto

+ Тормозные свойства на мокром асфальте отменные — не хуже, чем у шин Continental или Pirelli.

+ Управляемость тоже неплоха.

+ На мокром покрытии шины радуют высокими сцепными свойствами и надежным поведением.

+ Коэффициент сопротивления качению у этих шин — один из самых высоких в нашем тесте.

- На сухом асфальте Alfa обладает легкой недостаточной поворачиваемостью и мягкими реакциями.

- С аквапланированием асимметричный протектор справляется средненько — возможно, из-за небольшой глубины канавок (всего 6,9 мм).

Общая оценка: 8,5 баллов. Рекомендуется.

Firestone Firehawk TZ 200

Firestone_Firehawk_TZ_200

+ По устойчивости к аквапланированию Firehawk уступил лишь покрышкам Goodyear.

+ Неплохой баланс остальных характеристик удержал Firestone в середине тестовой обоймы.

- На сухом асфальте автомобиль довольно вяло реагирует на повороты руля, что в экстремальной ситуации мешает быстро выполнить маневр.

- На мокром асфальте поведение автомобиля остается таким же — медленные реакции не позволят активно маневрировать.

Общая оценка: 8,4 балла. Рекомендуется.

Vredestein Hi-Trac

Vredestein_Hi-Trac

+ Крупная «коса» в центре протектора шин Vredestein Hi-Trac действительно красива — и при этом неплохо справляется с аквапланированием.

+ Управляемость на сухом асфальте экспертам сперва понравилась — шины обеспечивают неплохое реактивное действие на руле, а реакции порадовали точностью и отсутствием запаздываний.

+ На мокром асфальте ситуация неплохая — автомобиль отлично цепляется за влажное покрытие и радует сбалансированным поведением даже в глубоких скольжениях.

- При резких маневрах голландские покрышки проявили себя менее убедительно, проявляя на Альфе явную склонность к заносу.

Общая оценка: 8,4 балла. Рекомендуется.

Barum Bravuris

Barum_Bravuris

+ На мокром асфальте Barum Bravuris неплох — хорошие сцепные свойства, высокое сопротивление аквапланированию.

+ Реакции немного замедленные, но не настолько, чтобы мешать в сложной ситуации.

+ Шины отличаются более доступной ценой в сравнении с конкурентками.

- На сухом асфальте Barum понравился меньше — Alfa отличалась слишком «легким» рулем и вялыми, неточными реакциями.

- Покрышки имеют повышенную сопротивляемость качению.

Общая оценка: 8,3 балла. Рекомендуется.

Euromaster VH100

Euromaster_VH100

+ С шумностью проблем нет.

- Худший результат при измерении сопротивления качению.

- На сухом асфальте мешают запаздывания в реакциях и склонность к заносу.

- На мокром асфальте ситуация ничуть не лучше — сперва кажется, что все в порядке, но на быстрые движения рулем автомобиль реагирует слишком вяло.

- Сцепные свойства на мокром асфальте оставляют желать лучшего — тормозной путь на четыре метра длиннее, чем у лидера.

- Аквапланированию шины противостоят плохо — несмотря на направленный рисунок протектора.

Общая оценка: 7,1 балла. Все еще рекомендуется.

Toyo Roadpro R610

Toyo_Roadpro_R610

+ Невысокое сопротивление качению.

+ Приемлемый уровень шума.

- Тормозной путь на мокром асфальте на четыре метра длиннее, чем у лидера, скорость начала аквапланирования — на 8—9 км/ч ниже.

- Управляемость на сухом асфальте неплоха только в штатных режимах, но «потерять» машину после резкого объездного маневра проще простого.

- На мокром асфальте ситуация еще хуже — Alfa cлишком рано срывается в скольжение и ведет себя непредсказуемо: то задняя ось «провалится» в занос, то передняя уходит в снос.

Общая оценка: 7,0 баллов. Все еще рекомендуется.

Champiro 65

Champiro_65

+ Шины подойдут только для спокойной и размеренной езды.

- Незамысловатый протектор (такие в Европе перестали делать лет десять назад) откровенно пасует перед аквапланированием — шины «всплывают» слишком рано.

- Сцепные свойства невысоки даже на сухом асфальте — покрышки слишком мягкие, и при попытке объехать препятствие Alfa сперва не желает поворачивать, а потом «зависает» в глубоком заносе.

- На влажном покрытии индонезийские шины еще хуже — скользят, словно по маслу. Длина тормозного пути со скорости 80 км/ч в дождь — 34 м, что на 5 метров больше, чем у лидеров.

Общая оценка: 6,6 баллов. Условно рекомендуется.

Nokian Hakkapeliitta Q (износ — 50%)

Nokian_Hakkapeliitta_Q

+ Низкое сопротивление качению - единственное обнаруженное преимущество.

- Зимние покрышки изначально мягче летних, что неизбежно ухудшает «асфальтовые» сцепные свойства.

- Тормозной путь в дождь со скорости 80 км/ч удлиняется почти на 10 м, а скольжения начинаются в безобидных на первый взгляд ситуациях.

- За зиму глубина рисунка протектора уменьшилась, и сопротивление аквапланированию резко снижено.

- Попасть в аварию на таких покрышках по весне проще простого — ведь когда припекает солнце, вы уже перестраиваетесь на «летние» скорости. А полуизношенные зимние шины для них не годятся!

Общая оценка: 5,0 баллов. Не рекомендуется.

Экспертные оценки

tab1 tab2 tab3
tab4 tab5 tab6
tab7 tab8 tab9