Тест "Езда по мокрому". Pirelli P6, Michelin Pilot Primacy, ...

Статья из журнала "АВТОРЕВЮ" - март 2002г.
Авторы: Олег РАСТЕГАЕВ, Александр ДИВАКОВ
Фото: Олега Растегаева и Лассе Алларда

Зимой мечтаешь о лете, летом — о зиме. Знакомо? Нас тоже одолевают «сезонные» проблемы! Ведь результаты сравнительных испытаний летних шин должны быть готовы к началу летнего сезона, ложка-то к обеду дорога! Значит, сам тест нужно проводить зимой. Где? Любимый Дмитровский автополигон не подходит — он на 100 км севернее Москвы, снега и льда зимой там еще больше, чем в столице, а сухих дорог нет вовсе. Значит, придется нанести очередной удар по редакционному бюджету — и отправиться в теплые края, на юг Франции. Здесь расположен прекрасный полигон фирмы Goodyear, который мы вместе с коллегами из Финляндии, Норвегии и Швеции — вскладчину дешевле! — арендуем на неделю.

Испытывать будем летние шины размерности 195/65 R15 с индексом скорости H (до 210 км/ч). Среди них есть модели, уже знакомые нам по прошлым тестам: Continental PremiumContact, Goodyear Eagle Ventura, Nokian NRH2. А есть и новички: Michelin Pilot Primacy, Bridgestone Turanza ER70, Hankook Optimo K406 и AGI ST2-65. Шины AGI — восстановленные. Их делают в Швеции, и внешне они ничем не отличаются от новых покрышек — не видно швов, нет и резиновой бахромы, которая всегда украшала наши наварные шины. На то, что это все же восстановленные шины, указывает лишь надпись Retread. А наше Содружество представляли шины L-8 Бобруйского завода с гордым клеймом Made in Belarus.

Не в первый раз мы приезжаем на этот полигон и каждый раз восторгаемся: идеальные условия для испытаний! По периметру полигона проложена скоростная трасса протяженностью 3,3 км для исследования управляемости на сухом асфальте. Чуть увеличить гравийные поля безопасности — и можно проводить заезды Формулы-1! Внутри кольца — полный набор дорог для оценки качества современных шин.

На полигоне мы не одни. Бок о бок с нами работают испытатели фирмы Goodyear — носятся как отвязанные на «трешках» BMW, дым стоит коромыслом. Вообще-то, лезть в чужие дела и задавать лишние вопросы здесь не принято, но позже мы узнали, что они завершали тесты новейших шин Eagle F1 (см. АР № 4, 2002). А команда испытателей Renault, похоже, подбирает покрышки для Эспаса и Лагуны.

Сообщаем о наших планах провести тормозные испытания диспетчеру, который сидит на «капитанском мостике» — в двухэтажном стеклянном павильоне, из которого просматривается весь полигон, — и он нам дает добро. Но просит, чтобы мы не мешали ребятам на Лагуне. Те прицепили к багажнику «пятое колесо» и снуют туда-сюда, измеряют тормозной путь на мокром асфальте. Мы будем делать то же самое. Вот только вместо пятого колеса мы поставим на крыше нашего «агрегатоносителя» (это Saab 9-5) антенну маленького GPS-приемника, который позволяет с высокой точностью фиксировать скорость и пройденный путь.

Наша методика оценки эффективности шин при торможении на мокром асфальте такова. На скорости 85 км/ч водитель въезжает на смоченный водой участок и бьет по тормозам. Под стрекот АБС автомобиль останавливается, а компьютер фиксирует расстояние, пройденное при замедлении с 80 до 10 км/ч. На каждых шинах заезды повторяются как минимум 12 раз. И после усреднения результатов становится ясно, что лучшими тормозными свойствами на мокром асфальте обладают шины Pirelli P6. А худшими, причем с огромным отрывом, наши L-8.

Теперь перемещаемся на соседнюю полосу. Это уже не просто мокрый асфальт, а огромная лужа, причем толщина слоя воды составляет ровно 7 мм. Здесь мы оценим способность шин сопротивляться аквапланированию при прямолинейном движении. Задача водителя — разгоняться с максимальной интенсивностью. Рано или поздно шины начинают всплывать, теряя контакт с асфальтом, и набор скорости, несмотря на то, что водитель продолжает держать педаль газа «в полу», прекращается. А прибор фиксирует скорость, которую удалось набрать. На шинах Goodyear Saab разогнался до 102 км/ч. Заметно меньшую стойкость к аквапланированию продемонстрировали шины Michelin Pilot Primacy — 95 км/ч. На наших шинах автомобиль набрал 78 км/ч. Опять самый плохой результат.

Теперь — сопротивление аквапланированию в повороте. Двигаясь по окружности радиусом 100 метров, автомобиль попадает в ванну, заполненную 8-миллиметровым слоем воды, и под действием центробежной силы начинает смещаться наружу. В зачет идет максимальная скорость прохождения круга в рамках размеченного «коридора». Здесь лучший результат за шинами Goodyear. А худший? Вы угадали. Увы.

Конечно, бороться с аквапланированием на трассах полигона не только интересно, но и безопасно. Хуже, когда «теряешь» всплывающий автомобиль на обычных дорогах. Что делать? Не паниковать. Не нужно что есть сил давить на тормоз — если нет АБС, то колеса заблокируются, и восстановить сцепление с дорогой будет еще сложнее. Не нужно поворачивать руль на большие углы — после восстановления сцепления автомобиль может «прыгнуть» совсем не туда, куда вы хотели бы его направить. Лучше всего подождать окончания неприятного процесса, приготовившись к последующему торможению или маневру.

Следущая зачетная дисциплина — количественная оценка сцепных свойств шин в поперечном направлении. Автомобиль ездит по кругу диаметром 80 метров, а асфальт постоянно смачивается водой. Лучшими признаются шины, позволившие пройти круг на большей скорости. Это Pirelli. Известны и худшие.

На очереди — самое интересное: управляемость на мокром асфальте. Извилистая трасса длиной 1700 метров орошается водой. Приятно, что при этом стеклоочистители можно не включать — вместо фонтанчиков для смачивания асфальта применена сложная гидросистема: трубки и дренажные отверстия прячутся в поребриках вдоль трассы. Связки ходовых поворотов чередуются с крутыми виражами. На отдельных участках можно разогнаться до 120 км/ч, а где-то приходится осаживать до 20. Три-четыре круга — и эксперты заносят в протокол субъективные оценки управляемости автомобиля на тех или иных шинах. На каких именно — эксперты не знают: их лишь информируют, что установлены «шины номер один» или «шины номер пять». Впрочем, помимо экспертных оценок в протокол заносилось и время прохождения круга. После обработки результатов выяснилось, что лучшее время удалось показать на шинах Pirelli и Bridgestone. В то же время все эксперты признали, что удобнее, надежнее было управлять автомобилем на шинах Continental. В аутсайдерах — шины Hankook, AGI и... Сами знаете.

Покончив с «мокрыми делами», перебираемся на сухой асфальт. Сначала — имитация объезда неожиданно возникшего препятствия — маневр «переставка». Лучшими оказались шины Pirelli и Continental, причем как на основе экспертных заключений, так и по объективным результатам — скорость выполнения маневра была максимальной. Сложнее всего было совладать с автомобилем на шинах L-8.

А теперь — самая темпераментная часть программы: по сухому треку — на все деньги!

Разгоны, предельные боковые нагрузки, скольжения, торможения, опять разгоны. На «прямике» ход под 200. Первыми сдаются восстановленные шины AGI: «сход по техническим причинам» — местами начал отслаиваться протектор. Впрочем, и другие шины после этих заездов оказались изрядно потрепанными.

Испытания закончены? Нет, у нас в запасе еще по комплекту новых покрышек. Их мы приберегли для субъективной оценки шума при качении. Для этого спецдороги полигона уже не нужны — можно проехать по обычному шоссе в разных режимах, прислушиваясь к шуршанию шин. А прислушиваться действительно пришлось, особенно когда мы оценивали шумность покрышек Michelin и Hankook. Шин не слышно вовсе, хоть окно открывай! Да и других участников теста грех упрекать за звонкие голоса. Исключением стали все те же шины AGI и L-8. Последние не просто поют, они орут во всю глотку.

Все, программа «летних» испытаний в этом райском уголке завершена. Мы улетаем в Москву. А наши финские друзья грузят шины в фургон — и отправляются в дальнюю дорогу на Север, в заполярный городок Ивало. Там они по усеченной программе проведут еще и «зимние» испытания. Зачем это нужно, коль скоро мы говорим о летних шинах? Нужно. Ведь даже самым дисциплинированным водителям, которые «переобуваются» по сезону, порой все же приходится проехать по зимнему покрытию на летних шинах. Так вот, если это Goodyear Eagle Ventura, то ничего страшного — сцепные свойства этих покрышек на снегу и на льду даже лучше, чем у наших всесезонных шин L-8. А вот покрышкам Pirelli и Hankook зимняя эксплуатация противопоказана категорически. Очень «скользкие» шины!

Как обычно, все результаты измерений и экспертных заключений мы переводим в оценки по десятибалльной шкале. Затем суммируем эти баллы с учетом весомости тех или иных потребительских качеств шин. Наиболее значимые из них касаются поведения на мокром асфальте. Ведь мокрый асфальт летом — это как лед зимой, самое опасное покрытие. Не секрет, что в дождь число аварий резко возрастает. Поведение же автомобиля на сухом асфальте нередко больше зависит не столько от сцепных свойств шин, сколько от конструктивной проработки самого автомобиля (в первую очередь это относится к подвеске и рулевому управлению). Поэтому весомость оценки управляемости на сухом покрытии в нашем случае ниже. А наш подход гарантирует, что итоги этого теста в полной мере распространяются не только на Saab 9-5, но и на любые другие автомобили, где применяются шины этой размерности!

Итак, называем победителя: Pirelli P6! Очень хороши и ближайшие преследователи — шины Goodyear, Continental и Bridgestone, тем более что их отрыв от лидера минимален. Закономерен и низкий результат восстановленных шин AGI. Ну, а главным и, пожалуй, единственным серьезным достоинством белорусских покрышек L-8 оказалось то, что они в три раза дешевле, чем шины-лидеры. Но бить себя в грудь, уверяя, что по соотношению «цена/качество» наши шины самые лучшие, мы не будем: когда речь идет о безопасности, примитивное деление цены на «качество» явно неуместно.

Pirelli P6

Pirelli_Cinturato_P6

+ Прекрасные сцепные свойства на мокром асфальте! На залитых водой спецдорогах полигона Saab отлично замедляется, уверенно держится в поворотах.

+ Управлять машиной на этих покрышках очень легко. И на сухом, и на мокром асфальте с автомобилем можно делать все, что угодно — отклики быстрые и точные.

+ Порадовали Pirelli P6 и уровнем комфорта — это мягкие и почти бесшумные шины.

- С большими объемами воды протектор шин Pirelli справляется несколько хуже, уступая пальму первенства конкурентам в зачетах по аквапланированию.

- Непредсказуемо ведут себя на снегу.

Общая оценка: 8,5 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Continental PremiumContact

ContiPremiumContact

+ По части управляемости шины Continental стали бесспорными фаворитами теста. Причем не важно, сухой асфальт или мокрый.

+ Saab на шинах PremiumContact становится не только мощным, но и очень послушным автомобилем. Водителю сходят с рук даже грубые ошибки в управлении — шины словно сами подсказывают, как исправить оплошность.

+ Сцепные свойства на мокрых покрытиях пусть и не лучшие, но достаточно «ровные».

+ Неплохо обстоят дела и с комфортом, и с поведением на зимних дрогах.

- Не выявлено.

Общая оценка: 8,4 балла. Настоятельно рекомендуется.

Goodyear Eagle Ventura

Goodyear_Eagle_Ventura

+ Шины Eagle Venture оказались на голову выше конкурентов в испытаниях на стойкость к аквапланированию.

+ Мягкие, спокойные реакции автомобиля на действия рулем хороши в штатных режимах движения.

+ Легко «проглатывают» дорожные неровности. И катятся почти бесшумно.

+ Зимой ведут себя сносно.

- Если луж нет, но асфальт все же мокрый, то появляются претензии к сцепным свойствам в поперечном и продольном направлениях.

- В экстремальной ситуации водитель вынужден работать на опережение, учитывая запаздывание реакций машины.

- На переставке шины Goodyear и вовсе разочаровали, уступив даже восстановленным покрышкам AGI!

Общая оценка: 8,4 балла. Настоятельно рекомендуется.

Bridgestone_Turanza_ER70

+ Шины Turanza ER70 порадовали прекрасными сцепными свойствами на мокром асфальте.

+ До определенного уровня боковых ускорений Saab проходит повороты как по рельсам, с легкой недостаточной поворачиваемостью, что позволило показать лучшее время в секторе «мокрой» управляемости.

+ С комфортом проблем нет.

- На сухом асфальте неожиданные срывы в скольжение требуют от водителя еще большей концентрации — когда в связке поворотов на скорости 130 км/ч автомобиль вдруг «спрыгивает» с траектории, все может закончиться печально.

Общая оценка: 8,3 балла. Настоятельно рекомендуется.

Michelin Pilot Primacy

michelin-pilot-primacy

+ Характер управляемости нареканий не вызывает — автомобиль спокойно и точно выполняет команды водителя, прощает ошибки.

+ Водные преграды» шины Michelin преодолевают на ура — лучше аквапланированию противостоят только покрышки Goodyear.

+ На зимних покрытиях шины не очень «скользкие».

- Шины Pilot Primacy буквально провалили испытания на мокром асфальте. И тормозной путь, и время прохождения мокрой трассы оказались заметно хуже, чем у лидеров.

- На сухом асфальте быстрому прохождению поворотов препятствуют снос передней оси и недостаточная четкость реакций.

Общая оценка: 8,0 баллов. Настоятельно рекомендуется.

Nokian NRH2

Nokian_NRH2

+ По части управляемости все неплохо. Saab, словно учуяв родные скандинавские покрышки, быстро и точно реагировал на команды водителя.

- Посредственные сцепные свойства на мокром асфальте и склонность к аквапланированию вывели финские шины из списка претендентов на призовые места.

- По шумности и «зимним» качествам они уступают конкурентам.

- На сухом асфальте до какого-то уровня скорости управляемость в порядке, но затем — неожиданные сносы или заносы.

Общая оценка: 7,3 балла. Рекомендуется.

Hankook Optimo K406

Hankook_Optimo_K406

+ Шины Optimo K406 достойно выступили в тормозных испытаниях на мокром асфальте, продемонстрировали не самое плохое сопротивление аквапланированию (на уровне шин Nokian).

+ Шины очень тихие, такие же, как Michelin.

- Сцепные свойства покрышек Hankook в поперечном направлении не выдерживают никакой критики. И на кругу, и на извилистой трассе Saab очень рано начинает скользить.

- На зимних дорогах покрышки оказались такими же беспомощными, как и Pirelli.

Общая оценка: 7,1 балла. Рекомендуется.

AGI ST2-65

agi

+ Самый сильный аргумент в пользу восстановленных шин — это цена, в среднем на 50% ниже, чем на подлинники.

+ Неплохие сцепные свойства в зимних условиях.

- Шумят шины AGI гораздо сильнее, чем покрышки «первой свежести». Хотя наши шины L-8 еще громче.

- На мокром асфальте — жалкие сцепные свойства, ни разогнаться толком, ни затормозить.

- На сухом асфальте проблемы те же плюс повышенный расход резины: отслаивается протектор.

Общая оценка: 6,2 балла. Все еще рекомендуется.

L-8 Belshina

L_8_Belshina

+ На сухом асфальте ситуация не самая плохая — на переставке водитель не испытывает особых проблем с объездом виртуального препятствия, но скорость выполнения маневра все же стоит контролировать.

+ На льду и снегу белорусские шины проявили себя неплохо, недаром на боковинах есть надпись All Season.

- Даже на фоне восстановленных шведских шин AGI наши покрышки выглядят бледно.

- Шины L-8 панически боятся воды: не только глубоких луж, но и тонкой водяной пленки на асфальте достаточно, чтобы водитель потерял контроль над машиной.

- На мокром асфальте тормозной путь увеличивается без малого на 50% по сравнению с шинами Pirelli P6.

- С комфортом беда: автомобиль на шинах L-8 становится не только самым жестким, но и самым шумным.

Общая оценка: 4,7 балла. Условно рекомендуется.

Характеристики шин
  Влияние на
общую оценку
AGI Belshina Bridgestone Continental Goodyear Hankook Michelin Nokian Pirelli
Сцепные свойства на мокром асфальте 60%
Торможение с АБС 15% 6 4 9 8 8 8 7 6 10
Устойчивость к аквапланированию на прямой 15% 6 5 8 8 10 8 9 8 8
Устойчивость к аквапланированию в повороте 15% 6 4 8 8 10 8 9 7 8
Поперечные сцепные свойства 5% 5 4 9 9 8 7 7 8 10
Управляемость 10% 6 4 10 9 7 5 7 8 10
Характеристики в зимних условиях 10%
Сцепные свойства на льду 5% 6 5 5 5 6 4 5 5 4
Сцепные свойства на снегу 5% 6 6 6 5 6 4 6 5 4
Удобство управления автомобилем 25%
На мокром асфальте 15% 7 5 9 10 8 7 9 8 9
На сухом асфальте 10% 6 6 7 10 8 7 8 8 9
Акустический комфорт 5% 7 5 9 9 9 10 10 8 9
Общая оценка 100% 6,2 4,7 8,3 8,4 8,4 7,1 8,0 7,3 8,5

tab1 tab2 tab3
tab4 tab5 tab6
tab7 tab8 tab9
tab10 tab11 tab12
tab13