Жжем и остужаем

AudiСтатья из журнала "АВТОРЕВЮ" - апрель 2008г.
Автор:  Олег РАСТЕГАЕВ, Иван ШАДРИЧЕВ, Андрей МОХОВ
Фото: Олег РАСТЕГАЕВ

Скоростные шины класса Ultra High Performance (UHP) — это своего рода элита, а потому и к их испытаниям у нас особый подход. Ведь речь идет о сравнении продуктов высочайшего качества, воплотивших передовые технологии ведущих фирм. Три года назад эксперты Авторевю летали на южноафриканский полигон Gerotek (В желтой жаркой Африке), а в сентябре прошлого года мы отправились на Контидром — один из лучших шинных полигонов Европы. Объект испытаний — пять моделей шин размерности 245/40 R18.

Со времени испытаний в ЮАР гамма шин UHP обновилась почти полностью: из «стареньких» остались лишь серебряные призеры того теста — шины Michelin Pilot Sport 2. А из новинок мы выбрали Pirelli P Zero, Goodyear Eagle F1 Asymmetric, Continental ContiSportContact 3 и Vredestein Ultrac Sessanta. Сразу раскроем карты: если обычно мы покупаем шины сами, то на этот раз все шины для нашего теста нам предоставили компании-производители. И дело отнюдь не в том, что мы хотели сэкономить. Мы по сей день вспоминаем как страшный сон общение с нашими бдительно-неподкупными таможенниками, когда мы год назад вывозили для испытаний шины из России. Еще раз этой пытки мы бы просто не перенесли. Поэтому и согласились с тем, что производители сами доставят шины на полигон.

А вот «агрегатоноситель» — 200-сильное купе Audi TT 2.0 TFSI — прибыл из России в Германию своим ходом. Причем автомобиль — переднеприводный: на нем удобнее испытывать шины на аквапланирование. Впрочем, по ходу тестов мы использовали и «местные» автомобили — Audi TT и A4.

Сбортировав и отбалансировав шины, мы измерили глубину рисунка протектора и размер защитного буртика на боковинах. Такие буртики сегодня имеют почти все низкопрофильные покрышки — они предохраняют колесный диск от контактов с бордюрными камнями. Самыми защищенными оказались колеса, «обутые» в шины Vredestein и Goodyear: буртик выступает над плоскостью обода на 4,9 мм и 5,5 мм соответственно. А вот буртик шин Continental выступает над плоскостью обода лишь на один миллиметр, отчего риск поцарапать дорогое колесо гораздо выше.

Измерили мы и твердость протектора, но эти цифры в зачет не пошли. Дело в том, что поверхностный слой абсолютно новых шин — как хлебная корочка — довольно жесткий. Поэтому перед испытаниями шины лучше обкатать — проехать десяток-другой километров. В нашем случае твердость резины после обкатки снизилась на 5—6 единиц и составила 62—64 единицы по Шору. Разброс по твердости минимальный. Может, не будет разности и в сцепных свойствах?

Начнем с мокрого асфальта. Устанавливаем зачетные шины на «специальный» Audi A4, оснащенный направляющей штангой на роликах. Эта штанга нужна для того, чтобы от заезда к заезду автомобиль тормозил строго по одной «колее».

торможениеВодитель разгоняет автомобиль до 85 км/ч и резко, «до АБС» жмет на педаль тормоза. Измерительная аппаратура фиксирует тормозной путь в диапазоне 80—20 км/ч и тут же вычисляет тормозной путь автомобиля со 100 км/ч до полной остановки. На каждом комплекте шин выполняется шесть замеров, результаты усредняются, а итог таков. Минимальный тормозной путь (73,6 м) на счету шин Continental, а максимальный (78,2 м) — за шинами Vredestein. Не много ли? Помнится, на Дмитровском автополигоне даже ВАЗ-2112 на отечественных шинах показывал лучшие результаты. Все становится ясно, если провести рукой по асфальту немецкого полигона — он более гладкий и скользкий. Немудрено: этот участок постоянно «полируют» две-три машины. А на Дмитровском полигоне шинные испытания проводятся от случая к случаю и на разных дорогах — порой с очень шероховатым покрытием.

Второй вид испытаний — на сопротивление аквапланированию на прямой и вновь на Audi A4 со спецподготовкой. Автомобиль въезжает в ванну, заполненную восьмимиллиметровым слоем воды, а водитель утапливает педаль газа в пол. Автомобиль, «привязанный» к монорельсу, разгоняется, пока ведущие колеса не потеряют контакт с дорогой. Аппаратура фиксирует скорость, при которой пробуксовка ведущих колес достигает 15%.

Самый сильный иммунитет к аквапланированию продемонстрировали шины Vredestein, они всплывают при 78,4 км/ч. А хуже других аквапланированию противостоят шины Goodyear — 71,5 км/ч. Любопытная деталь. Год назад, когда на этом же треке мы проводили испытания шин размерности 175/65 R14, лучшие в этом виде испытаний шины (между прочим, российские Cordiant Sport) показали скорость всплытия 91,3 км/ч! Прекрасная иллюстрация того, что широкие шины, будь они хоть в десять раз дороже, при проезде глубоких луж проигрывают узким покрышкам.

Следующий вид испытаний — оценка сопротивления аквапланированию в повороте. Здесь мы уже пересаживаемся на Audi TT. На круге диаметром 200 метров главное — держаться внутренней кромки, когда въезжаешь в ванну длиной 20 метров, заполненную пятимиллиметровым слоем воды. На малой скорости автомобиль почти не сносит — канавки протектора справляются с отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. С увеличением скорости автомобиль все больше уплывает наружу и в конце концов на скорости около 90 км/ч полностью теряет контакт с дорогой (благо в этом месте предусмотрена широкая зона безопасности). Лучший результат — на счету шин Continental: они позволили достичь в ванне с водой большего поперечного ускорения. Именно ускорение в данном случае и стало критерием оценки сопротивления аквапланированию.

Сцепные свойства на мокром асфальте в поперечном направлении мы оценивали по времени прохождения круга диаметром 55 метров. Здесь плотность результатов оказалась очень высокой: четыре комплекта шин, включая лидирующие шины Goodyear, уложились в интервал 0,2 секунды! И лишь покрышки Vredestein заметно отстали.

Замеры времени и ускорения — работа скорее техническая. А вот тесты на трассе управляемости — это уже творчество. Нужно и время хорошее показать, и оценить поведение автомобиля — как на пределе сцепных свойств, так и за этим пределом — поэтому заезды выполняются с отключенной системой стабилизации. Лучше других на этой трассе показали себя шины Goodyear. И время неплохое, и поведение автомобиля оказалось более надежным и предсказуемым (каждому комплекту эксперт выставляет оценку за удобство управления автомобилем). А на шинах Vredestein и Pirelli ездить по мокрому асфальту сложнее: первые разочаровывают своими «поперечными» сцепными свойствами, а вторые хоть и держатся лучше до какого-то предела, но затем слишком резко срываются в скольжение. Да, на шинах Pirelli системой стабилизации лучше не пренебрегать, по крайней мере в дождь. Даже опытному эксперту не удалось избежать ошибок: пару раз приходилось крутить руль до упора, чтобы сбить глубокий занос и остаться на ставшей вдруг узкой асфальтовой полосе.

Сухая извилистая трасса. На некоторых участках скорость достигает 150 км/ч, так что ошибки чреваты очень серьезными последствиями. Меньше всего к таким ошибкам расположен автомобиль на шинах Michelin — водителя не покидает прекрасное чувство машины! Он точно определяет точки начала торможения и проводит Audi по идеальной траектории. На шинах Pirelli удается показать чуть лучшее время круга, но дается это непросто. Автомобиль активнее реагирует на руль, но требует высокой точности в управлении. А на шинах Goodyear и Vredestein Audi теряет и в скорости, и в удобстве управления.

Следующий вид испытаний требовал точного соблюдения теплового режима. Выполняя на сухом покрытии замеры тормозного пути со скорости 100 км/ч, наш эксперт после каждого заезда отправлялся на скоростной трек охлаждать тормоза. Затем — торможение, стрекот АБС и через 36—37 метров машина стоит как вкопанная. А если точнее, то через 36,4 метра на шинах Vredestein и через 37,3 метра — на шинах Goodyear. Между лучшим и худшим результатом в этом тесте меньше метра — конкуренты очень сильны!

Audi TTА как разные шины влияют на комфорт? Проведя замеры внешнего шума на скорости 50 км/ч и 80 км/ч, мы выяснили, что самые тихие шины в нашей пятерке — Vredestein. А самые громкие — Pirelli. Оценивая вторую составляющую комфорта — плавность хода — мы, оказавшись на «разбитой» дороге с грубыми стыками и надолбами, почувствовали себя как дома. Конечно, при столь низком профиле все шины передают удары довольно жестко, а различия заметны на более мелких неровностях. Их достаточно мягко проходят шины Michelin, Goodyear и Continental. Шины Vredestein в этом плане похуже, а Pirelli еще жестче. Но если комфорт — в числе главных приоритетов, то лучше выбрать колеса меньшего диаметра и, соответственно, с шинами более высокого профиля.

И, наконец, сопротивление качению — то, что определяет влияние шин на экономичность. Шины были отправлены в лабораторию, где прошли испытания на стенде с беговым барабаном. Там выяснилось, что легче всего катятся шины Michelin. Немудрено: французкие шинники тратят огромные средства на исследовательские работы в этой области. А вот компания Vredestein, похоже, такой роскоши себе позволить не может — эти шины катятся тяжелее других.

Как всегда, мы перевели результаты испытаний в баллы (по десятибалльной шкале) — и просуммировали их с учетом весомости каждого результата. Причем на этот раз приоритеты были изменены с учетом спортивной специфики шин: на итоговую оценку большее влияние оказывала управляемость, выше и весомость результатов «сухих» тестов. А вот комфорт и сопротивление качению отошли на второй план.

В итоге больше всего баллов набрали шины Continental ContiSportContact 3. Очень удачный баланс: шины хорошо работают и на сухом, и на мокром асфальте. Всего на 0,2 балла отстали покрышки Michelin Pilot Sport 2 — они не лучшим образом проявили себя на мокром асфальте, зато на сухом покрытии лучшего и не пожелаешь. Шины Pirelli P Zero больше других соответствуют имиджу спортивных шин — со всеми их преимуществами и недостатками. Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric, хоть и набрали такое же количество баллов, что и покрышки Pirelli, совсем другие — мягкие, неплохо работающие на мокром асфальте, но сдающие свои позиции на сухом покрытии. А «дизайнерские» шины Vredestein Ultrac Sessanta хоть и заняли последнее место, но это тот случай, когда можно без иронии сказать, что они вошли в пятерку сильнейших: отрыв от лидеров теста — менее балла.

— Это закономерно, — комментируют результаты наших испытаний немецкие коллеги. — Жаль, что в вашем тесте не было более дешевых корейских или японских шин. Вот тогда разница была бы заметной. А здесь — серьезные шины серьезных производителей…

Что же, в следующий раз постараемся охватить более широкий спектр высоко­скоростных шин. Может, в их числе появятся, наконец, и российские — ведь уже сегодня компания Amtel выпускает на Кировском заводе шины Amtel Planet FT-705 размерности 225/45 R17 с индексом скорости W (270 км/ч). Еще чуть-чуть — будут и шины 245/40 R18.


Continental ContiSportContact 3Continental ContiSportContact 3

Общая оценка: 9,0
Размерность  245/40 R18 (доступны 98 типоразмеров от 205/55 ZR17 до 295/25 ZR21)
Индекс скорости  Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности 97 (730 кг)
Конструкция  радиальная, с асимметричным рисунком протектора
Твердость резины по Шору, ед. 64
Глубина рисунка протектора, мм 7,8
Высота защитного буртика (от обода колеса), мм 1,0
Страна-производитель Чехия

+ сцепные свойства на мокром асфальте; высокое сопротивление аква­планированию в повороте
- шум

Шины ContiSportContact третьего поколения появились в 2006 году. Основная задача, которую решали конструкторы, — добиться более высокой жесткости протектора, но используя мягкий состав резиновой смеси. Это было достигнуто путем уменьшения площади канавок и изменения их формы.

Шины отлично работают на мокром асфальте — мягкая, «пропитанная» силикой резина прекрасно цепляется за влажную поверхность, обеспечивая минимальный тормозной путь! И в поперечном направлении шины работают хорошо. Но в случае перебора со скоростью Audi TT проваливается в глубокий занос — и «поймать» автомобиль будет уже непросто!

Шины Continental уверенно противостоят аквапланированию — в повороте именно они обеспечивают максимальное боковое ускорение в ванне, заполненной пятимиллиметровым слоем воды.

На сухом асфальте шины Continental не столь успешны: в секторе торможения — четвертый результат, на трассе управляемости — третий. Реакции автомобиля на управление не всегда точны — удовольст­вия, которое получаешь при езде по извилистой трассе на шинах Michelin, здесь нет.

ContiSportContact 2 — хорошо сбалансированные по всем показателям шины. Пусть не везде лучшие, но отсутствие явных провалов позволило им занять первое место.


Michelin Pilot Sport 2 Michelin Pilot Sport 2

Общая оценка: 8,8
Размерность  245/40 R18 (доступны 130 типоразмеров от 205/55 ZR17 до 295/25 ZR22)
Индекс скорости  Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности 93 (650 кг)
Конструкция  радиальная, с асимметричным рисунком протектора
Твердость резины по Шору, ед. 63
Глубина рисунка протектора, мм 7,7
Высота защитного буртика (от обода колеса), мм 2,4
Страна-производитель Франция

+ сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте; комфорт; низкое сопротивление качению
- тормозные свойства на мокром асфальте; недостаточное сопротивление аквапланированию

Шины Michelin Pilot Sport 2 — самые «пожилые» в нашем тесте, они выпускаются аж с 2003 года. Но заложенные в конструкцию спортивные технологии надежно работают и по сей день. На внеш­ней части протектора смесь более жесткая, что позволяет шинам лучше воспринимать нагрузки в напряженных поворотах. Внутренняя часть протектора мягче, в составе резины больше силики, которая призвана повышать сцепные свойства на мокрой дороге. На практике «глубоко» асимметричный протектор обеспечивает хорошие сцепные свойст­ва с мокрым асфальтом в поперечном направлении, но в продольном направлении работает не так успешно, как протекторы конкурентов. В торможении со 100 км/ч отставание от лидера — почти четыре метра. И в секторе аквапланирования шины Michelin не блещут — сказывается малая площадь поперечных и диагональных канавок.

На трассе «мокрой» управляемости шины Michelin позволили показать второе время, но сделать это было не так просто. Автомобиль хорошо держится на траектории, а затем резко срывается в занос и так же резко стабилизируется — проходить повороты в скольжениях тяжело.

Но на сухом асфальте шины Michelin великолепны: на кольцевой трассе Audi TT демонстрирует идеальный баланс работы передней и задней осей. Реакции на управление рулем и тягой мягкие и точные. Безопасное удовольствие!

Michelin Pilot Sport 2 — одни из самых комфортных шин в тесте. Еще одно традиционное преимущество шин Michelin — малое сопротивление качению, которое особенно ценят производители автомобилей.

Отличные шины для сухой дороги. А слегка «подмоченная» репутация на мокром покрытии наверняка будет восстановлена с появлением нового поколения топ-модели Michelin.


Goodyear Eagle F1 Asymmetric Goodyear Eagle F1 Asymmetric

Общая оценка: 8,6
Размерность  245/40 R18 (доступны 36 типоразмеров от 215/45 R17 до 285/25 R20)
Индекс скорости  Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности 97 (730 кг)
Конструкция  радиальная, с асимметричным рисунком протектора
Твердость резины по Шору, ед.  62
Глубина рисунка протектора, мм  8,2
Высота защитного буртика (от обода колеса), мм  5,5
Страна-производитель  Германия

+ сцепные свойства на мокром асфальте; управляемость на мокром асфальте
- низкое сопротивление аквапланированию; сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте

Эффектные направленные шины Goodyear Eagle F1 — уже история. Новая модель называется Eagle F1 Asymmetric. Главное отличие новых шин отражено в названии: если покрышки Eagle F1 предыдущего поколения радовали глаз эффект­ной «елочкой», то новые шины предлагают невзрачный асимметричный рисунок протектора. Причин перехода на «асимметрию» несколько. Во-первых, этого требуют автомобильные компании — на конвейере устанавливать асимметричные шины на автомобиль проще, чем направленные. Во-вторых, такой протектор позволяет лучше сбалансировать поведение шин: в повороте больше работает наружная часть протектора, на прямой — внутренняя. Тем более что асимметричным стал не только протектор, но и каркас: в поворотах специальная арамидная вставка во внутренней боковине оптимизирует пятно контакта шины с дорогой. Это своего рода упор, который препятствует деформации шины.

И упор работает! Во всяком случае, на мокром асфальте, где на счету шин Goodyear — лучшее время прохождения и круга, и трассы управляемости. Водитель очень хорошо чувствует грань начала скольжений, а если понадобится, то легко ведет машину и в скольжениях. Реакции на управление мягкие, но в то же время точные.

Направленные шины Eagle F1 всегда славились высоким сопротивлением аквапланированию и во многом благодаря этому побеждали в наших тестах (В желтой жаркой Африке). Новая модель данного преимущества лишилась — и на прямой, и в повороте шины Goodyear всплывают раньше конкурентов.

На сухом асфальте шины Goodyear тоже работают не лучшим образом: тормозной путь великоват, на трассе управляемости преобладает снос передней оси.

Зато к плавности хода претензий нет — мелкие неровности асфальта эти шины словно разглаживают.


Pirelli P Zero Pirelli P Zero

Общая оценка: 8,6
Размерность  245/40 R18 (доступны 33 типоразмера от 225/45 ZR17 до 285/30 ZR20)
Индекс скорости  Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности  97 (730 кг)
Конструкция  радиальная, с асимметричным рисунком протектора
Твердость резины по Шору, ед.  64
Глубина рисунка протектора, мм  7,8
Высота защитного буртика (от обода колеса), мм  2,6
Страна-производитель  Германия

+ управляемость на сухом асфальте; сцепные свойства на мокром асфальте
- недостаточная надежность управления автомобилем на мокром асфальте; низкий уровень комфорта

Шины Pirelli P Zero были представлены год назад. Задача привлечь покупателей возлагалась не только на эффектный рисунок протектора, но и на ряд новых технологий, призванных повысить сцепные свойства и ресурс.

На мокром асфальте шины Pirelli выглядят достойно, налицо и прогресс в борьбе с аквапланированием: на прямолинейном участке шины Pirelli уступили лишь покрышкам Vredestein.

На трассе мокрой управляемости итальянские шины узнать легко: автомобиль быстро реагирует на действия рулем, но ошибок не прощает. Не успел сбить занос в начальной фазе — и через мгновение автомобиль идет боком. На шинах Pirelli можно показать неплохое время круга, но это требует устойчивых навыков спортивной езды. Или помощи системы стабилизации.

На сухом асфальте спортивный характер поведения сохраняется, но сложностей в управлении меньше. Автомобиль хорошо стоит на траектории, а в поворотах шины Pirelli обеспечивают очень высокий уровень боковых ускорений. Результат — лучшее время круга. Азартные шины, азартная управляемость.

А расплата за спортивный характер поведения автомобиля — шум и жесткая работа на мелких неровностях.

Pirelli P Zero — отлично подходят тем, кто хочет сделать свой автомобиль более спортивным. Со всеми положительными и отрицательными последствиями.


Vredestein Ultrac Sessanta Vredestein Ultrac Sessanta

Общая оценка: 8,1
Размерность  245/40 R18 (доступны 19 типоразмеров от 225/45 R17 до 255/35 R20)
Индекс скорости  Y (300 км/ч)
Индекс грузоподъемности  97 (730 кг)
Конструкция  радиальная, с асимметричным рисунком протектора
Твердость резины по Шору, ед.  63
Глубина рисунка протектора, мм  7,5
Высота защитного буртика (от обода колеса), мм  4,9
Страна-производитель  Голландия

+ высокое сопротивление аквапланированию; тормозные свойства на сухом асфальте; акустический комфорт
- сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте; управляемость на сухом асфальте; высокое сопротивление качению

Самые красивые шины: недаром рисунок протектора разработан в знаменитом ателье Giugiaro Design!

Конечно, небольшой голландской фирме Vredestein нелегко выдерживать конкуренцию с такими грандами, как Michelin или Continental, выпускающими в десятки раз больше шин. Тем приятнее, что рисунок протектора — не единственное достоинство шин Vredestein. Множество диагональных канавок эффективно противостоит аквапланированию — особенно на прямой, где шины Vredestein оказались лучшими. Но на влажном асфальте, где решающее значение имеет состав резиновой смеси, покрышки Vredestein заметно отстают от других участников теста и по тормозному пути, и по времени прохождения круга.

На трассе управляемости на этих шинах стало очень скользко — Audi TT плохо разгоняется, плохо тормозит и рано начинает «плыть» в поворотах. И без секундомера понятно, что будет худшее время. Хотя контролировать автомобиль на этих «скользких» шинах оказалось даже проще, чем на покрышках Pirelli: скольжения начинаются раньше, но развиваются плавнее — у водителя больше времени на исправление ошибок.

На сухом асфальте шины Vredestein — это сплошные крайности. С одной стороны, на их счету минимальный тормозной путь, с другой — худшее время на трассе управляемости: в поворотах автомобиль рано начинает скользить — шины Vredestein наделяют его ярко выраженной недостаточной поворачиваемостью. Эти шины — самые тихие в тесте и одновременно одни из самых «жестких».

И последнее — шины Vredestein заметно проигрывают конкурентам по сопротивлению качению.

тормозной путь аква аква мокрый круг

* Глубина воды в ванне - 8 мм.
** Величина боковых ускорений в ванне глубиной 5 мм в диапазоне скоростей от 60 до 90 км\ч

мокрый асфальт тормозной путь сухой асфальт удобство

* По десятибалльной шкале. Большему значению соответствует лучший результат.

удобство уровень шума плавность хода сопротивление качению

* По десятибалльной шкале. Большему значению соответствует лучший результат.

Результаты испытаний

Виды испытанийВлияние на общую оценкуШины
ContinentalGoodyearMichelinPirelliVredestein
Мокрый асфальт 45%
Торможение с АБС 15% 10 9 7 9 7
Устойчивость к аквапланированию на прямой 10% 8 6 7 8 10
Устойчивость к аквапланированию в повороте 5% 10 8 9 8 10
Поперечные сцепные свойства 5% 9 10 9 9 7
Управляемость (время прохождения трассы) 10% 9 10 9 9 7
Сухой асфальт 20%
Торможение с АБС 10% 9 8 10 9 10
Управляемость (время прохождения трассы) 10% 9 9 10 10 8
Надежность управления автомобилем 20%
На мокром асфальте 10% 9 10 8 7 8
На сухом асфальте 10% 8 7 10 9 7
Комфорт 15%
Шум 5% 8 9 9 8 10
Плавность хода 5% 9 9 9 7 8
Сопротивление качению 5% 9 9 10 8 5
Общая оценка100%9,08,68,88,68,1